ФНС России письмом от 07.10.2022 № СД-4-3/13426@ направлены разъяснения о признании в 2022 году доходов и расходов в виде курсовых разниц от переоценки требований (обязательств) в связи с внесением Федеральным законом от 26.03.2022 № 67-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и ст. 2 Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» изменений в главу 25 НК РФ.
ФНС России обратила внимание на то, что поправки в пп. 7.1 п. 4 ст. 271 и пп. 6.1 п. 7 ст. 272 НК РФ по доходам в виде положительной курсовой разницы, возникшей в налоговых (отчетных) периодах 2022 - 2024 годов, и расходам в виде отрицательной курсовой разницы, возникшей в 2023 и 2024 годах, от переоценки требований (обязательств) касаются только даты признания доходов и расходов в виде курсовых разниц.
Нормы НК РФ о порядке их определения остались без изменения: требования (обязательства) пересчитываются в рубли по курсу Банка России на дату их прекращения (исполнения) и (или) на последнее число текущего месяца в зависимости от того, что произошло раньше (п. 8 ст. 271 НК РФ, п. 10 ст. 272 НК РФ).
Следовательно, положительные (отрицательные) курсовые разницы от переоценки непрекращенных (неисполненных) требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте, следует определять на последнее число каждого месяца.
Таким образом, налогоплательщик обязан на конец каждого месяца определять курсовые разницы путем сравнения рублевого эквивалента каждого непрекращенного (неисполненного) требования (обязательства), стоимость которого выражена в иностранной валюте, на последнее число текущего месяца с рублевым эквивалентом этого требования (обязательства) по состоянию на последнее число предыдущего месяца или по состоянию на дату возникновения соответствующего требования (обязательства), в зависимости от того, что произошло позднее.
Возникающие таким образом положительные курсовые разницы признаются в составе внереализационных доходов в течение 2022 - 2024 годов только на дату прекращения (исполнения) соответствующего требования (обязательства). При этом возникающие таким образом в 2022 году отрицательные курсовые разницы признаются в составе внереализационных расходов на последнее число текущего месяца или на дату прекращения (исполнения) соответствующего требования (обязательства), в зависимости от того, что произошло раньше.
Уменьшение в 2022 году суммы признанных для целей налога на прибыль организаций расходов в виде отрицательных курсовых разниц на исчисленные положительные курсовые разницы, по которым момент признания в доходах не наступил (как совокупно между всеми требованиями и обязательствами, так и совокупно между месяцами внутри отчетного (налогового) периода по налогу на прибыль организаций), действующим законодательством о налогах и сборах не предусмотрено.
По информации ФНС России, с 2023 года налоговые органы планируют проводить налоговый мониторинг в отношении 448 компаний. За год количество участников выросло на 32%. В следующем году к этому налоговому режиму присоединятся еще 109 организаций из 18 отраслей экономики, в основном, из нефтеперерабатывающей, энергетической и банковской сфер. Около 20 компаний – это крупные холдинги, которые продолжают переводить на налоговый мониторинг свои дочерние организации. Более 60 компаний – представители среднего бизнеса. Для них такая возможность открылась с прошлого года благодаря снижению суммовых критериев для вступления в мониторинг. 19 компаний представляют консолидированные группы налогоплательщиков. На них не распространяются суммовые критерии для вступления в мониторинг.
Налоговый мониторинг предусмотрен для крупных организаций, у которых объем основных налогов, уплаченных за год, составляет не менее 100 млн руб., годовой доход не менее 1 млрд руб. и активы не менее 1 млрд руб., а также для организаций - участниц КГН и участников соглашений о защите и поощрении капиталовложений.
По заявлению налогоплательщика мониторинг проводится за календарный год. Продлевать мониторинг можно неограниченное количество раз.
В ходе мониторинга вы взаимодействуете с инспекцией в режиме реального времени: вы раскрываете информацию, а инспекция ее анализирует. Обнаружив нарушение, инспекция составит мотивированное мнение, а не решение о привлечении к ответственности. Мотивированное мнение может быть составлено и по вашему заявлению.
У Экспертов КСК ГРУПП есть ряд успешных проектов по сопровождению компаний в процессе подключения к налоговому мониторингу.
По информации налоговых органов, во всех регионах проходит ежегодная рассылка налоговых уведомлений для уплаты физическими лицами транспортного и земельного налогов, а также налога на имущество за 2021 год.
Всего направляется 68,4 млн таких уведомлений. Из них 41,1 млн – на бумаге по почте заказными письмами, 27,3 млн – в электронном виде через личные кабинеты налогоплательщиков тем, кто подключен к указанным кабинетам на сайте ФНС России.
Налоговые уведомления адресованы владельцам налогооблагаемого имущества: транспортных средств, земельных участков, объектов капитального строительства за период владения в течение 2021 года. Общий объем начислений налогов во всех уведомлениях составил 323 млрд руб. (+7,9% к 2021 году).
По сравнению с предыдущим периодом в расчете налогов произошли следующие основные изменения:
28 сентября Минэкономразвития России внесло на рассмотрение Правительства проект постановления, согласно которому контрольные органы в планы проверок будут включать только те объекты, работа которых связана с высокими и чрезвычайно высокими рисками, опасным производственным объектам II класса опасности, гидротехническим сооружениям II класса.
Инициатива подготовлена во исполнение поручения Президента РФ по итогам ПМЭФ. В отношении государственных и муниципальных школ и детских садов плановые проверки проводиться не будут. При этом предусматривается возможность проведения в отношении них обязательных профилактических визитов, в рамках которых допускается проведение контрольных действий как при проверке (испытание, отбор проб) и выдача предписания, в том числе учредителю такого учреждения. Также исключается их привлечение к административной ответственности в случае выявления нарушений.
Таким образом в отношении большинства объектов плановые проверки в 2023 году проводиться не будут.
Данная инициатива развивает реализуемый Правительством риск-ориентированный подход – когда частота контроля напрямую зависит от степени риска объекта.
В Федеральном законе от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» предлагают закрепить положения о том, как публичному обществу приобрести акции, которые оно разместило на организованных торгах. Поправки прошли третье чтение.
Решение о покупке сможет принять общее собрание акционеров или совет директоров, если у него есть такое право по уставу. В решении нужно определить одну или несколько целей процедуры и предусмотреть ее программу. В последней потребуют определить такие основные условия:
Для сделок обществу нужно будет привлекать брокера. Есть и ряд других требований.
Обществам запретят реализовывать более одной программы одновременно. По ее итогам совет директоров утвердит отчет. На это отведут 5 рабочих дней с даты, когда срок программы истек.
Поправки вступят в силу со дня их опубликования. Сейчас ПАО при покупке своих акций необходимо заранее определить цену приобретения. Это не позволяет совершать сделки по текущей рыночной цене в режиме онлайн.
Постановлением Правительства РФ от 30.09.2022 №1729 утверждено положение о государственной аккредитации российских организаций, осуществляющих деятельность в области ИТ.
Правила вступили в действие с 1 октября 2022 года. По новым правилам аккредитацию могут получить компании, соответствующие условиям ниже:
Последний критерий могут не выполнять компании, доход которых больше 1 млн руб. При этом они должны:
Если компанию создали меньше чем за 3 года до аккредитации и она с того момента заработала не более 1 млн руб., требование об ИТ-доходе можно не соблюдать. Такая организация должна представить выписку из реестра стартапов (если в регионе его ведут).
Установили основания для отказа в аккредитации. Среди них:
Если компания устранит причины отказа (например, погасит долг), она сможет подать заявление снова.
В прежнем порядке подобных требований к ИТ-компаниям и оснований для отказа в аккредитации не было. Если организация прошла аккредитацию ранее, повторное заявление не нужно. Однако до 1 ноября она должна дать согласие на раскрытие налоговой тайны.
Минцифры России приказом от 08.10.2022 №766 утвердили список видов деятельности, относящихся к деятельности в области ИТ.
В него вошли, к примеру:
В Письме ФНС России от 21.10.2022 N БС-4-21/14195@, налоговые органы направили контрольные соотношения для обновленной декларации по налогу на имущество организации. Большинство соотношений касается внутридокументных показателей. Но есть несколько и междокументных соотношений - например, между декларацией и сведениями о недвижимости.
Приказом ФНС России от 24.08.2022 N ЕД-7-21/766@ обновлена форма декларации по налогу на имущество организаций.
В новой форме:
Общество направило декларацию по НДС за 2 квартал в последний день 2 квартала. Общество исполнило обязанность раньше в связи с тем, что позднее истекал срок для заявления НДС к возмещению. Налоговые органы отказались принимать декларацию, т.к. налоговый период еще не истек. Позже Общество сдало уточненную декларацию по НДС. Однако и ее не приняли, ведь первичной декларации, по мнению налогового органа, не было. Организация обратилась в суд.
Суд, вставая на сторону налогового органа, обратил внимание:
Обзор важных изменений за июнь 2024 с комментариями экспертов КСК ГРУПП
Эксперт КСК ГРУПП выступил на круглом столе МТПП по теме 115-ФЗ
КСК ГРУПП и КСК АУДИТ занимают лидирующие позиции в ренкинге RAEX по итогам 2023 года