Постановлением Правительства РФ от 08.12.2022 №2249 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 18 марта 2022 г. №395», продляется действие положений, предусматривающих возможность отказаться от раскрытия консолидированной финансовой отчетности до 1 июля 2023 года.
Право организаций, обязанных раскрывать годовую и промежуточную консолидированную финансовую отчетность, отказаться от ее раскрытия, предусмотрено в случае, если это приведет (может привести) к введению мер ограничительного характера (постановление Правительства РФ от 18 марта 2022 г. №395) со стороны иностранных государств, и (или) государственных объединений, и (или) союзов, и (или) государственных (межгосударственных) учреждений иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов в отношении этой организации и (или) иных лиц.
Принятие организацией решения не раскрывать консолидированную финансовую отчетность не изменяет:
7 декабря 2022 г. состоялось заседание комитета по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям. В рамках заседания Комитета Государственной Думы по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям был рекомендован к принятию во втором чтении законопроект (№ 222860-8), в том числе касающийся сферы корпоративных отношений.
Законопроектом предполагается пролонгирование в 2023 году полномочий Правительства РФ антисанкционного характера, касающихся, в частности, введения моратория на проведение проверок, принятия решения о неразмещении финансовой отчетности организаций в открытом доступе, разрешения на внесение изменений в условия государственных и муниципальных контрактов.
Также предлагается сохранить до конца 2023 года полномочия совета директоров акционерных обществ, в случае уменьшения его количественного состава, а также увеличить до трех лет срок полномочий членов советов директоров публичных обществ и предоставить в 2023 году возможность проведения общих собраний акционеров в заочной форме.
Поправки, рекомендованные Комитетом к принятию, включают в себя продление действия мер по защите имущественных прав российских юридических и физических лиц, например, упрощенный выпуск облигаций российскими юридическими лицами для замещения обязательств по еврооблигациям.
8 декабря 2022 года ФНС России выпустили Письмо №БС-4-21/16658@, в котором рассмотрели вопрос об установлении налоговых ставок и налоговых льгот по налогу на имущество организаций, начиная с 1 января 2023 года.
ФНС России в Письме от 08.12.2022 №БС-4-21/16658@ «Об установлении дифференцированных (пониженных) налоговых ставок и налоговых льгот по налогу на имущество организаций» сообщает, в частности, что в узком значении налоговая льгота является элементом налогообложения, который не относится к обязательным элементам налогообложения, перечисленным в п. 1 ст. 17 НК РФ. В отличие от налоговой льготы налоговая ставка (в том числе дифференцированная или пониженная) является обязательным элементом налогообложения, и налогоплательщик не может произвольно ее применять или отказаться от ее применения.
Учитывая различную правовую природу налоговых ставок и налоговых льгот, Налоговым кодексом разграничено регулирование (в том числе установление и применение) указанных элементов налогообложения, в том числе по налогу на имущество организаций.
Согласно пункту 2 статьи 380 Налогового кодекса (в редакции Федерального закона от 29.11.2021 N 382-ФЗ) субъектам РФ предоставлено право устанавливать дифференцированные (пониженные) налоговые ставки по налогу на имущество организаций в зависимости от вида объекта недвижимого имущества и (или) его кадастровой стоимости.
Установление дифференцированных (пониженных) налоговых ставок по налогу на имущество организаций для отдельных категорий налогоплательщиков, а также установление налоговых льгот в виде дифференцированных (пониженных) налоговых ставок Налоговым кодексом не предусмотрено.
19 декабря 2022 года опубликован Федеральный Закон № 549-ФЗ «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», в части совершенствования порядка подтверждения права на применение нулевой ставки НДС экспортерами.
Законом в ряде случаев предусматривается отказ от представления подтверждающих документов на бумажном носителе. Вместо этого в налоговые органы экспортерам необходимо будет представлять реестры в электронной форме, включающие, в частности, сведения декларации, по которой товары были вывезены за пределы таможенной территории ЕАЭС, а также из контракта, с учетом установленных особенностей.
Кроме того, законом уточняется момент определения налоговой базы по подтвержденному и неподтвержденному экспорту товаров.
7 декабря 2022 года Банк России опубликовал Информационное письмо №ИН-012-17/136 «О применении нормативных актов Банка России в области бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности, вступающих в силу с 01.01.2023».
Разъяснения касаются, в частности, применения счетов бухгалтерского учета для учета страховых резервов (обязательств), использования типовых бухгалтерских записей, приведенных в Положении Банка России от 04.09.2015 №491-П, бухгалтерских записей, доведенных настоящим письмом, а также формирования показателей в отчете о финансовых результатах страховой организации.
Правительство Российской Федерации внесло для рассмотрения текст законопроекта №254528-8 «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности».
Законопроект разработан по результатам анализа практики применения Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» и Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».
В соответствии с действующими положениями которых, бухгалтерская (финансовая) отчетность профессиональных участников рынка ценных бумаг, в том числе инвестиционных советников, подлежит обязательному аудиту.
Законопроект должен освободить инвестиционных советников, осуществляющих деятельность по инвестиционному консультированию, равно как и совмещающих эту деятельность с любой иной деятельностью, не подлежащей лицензированию, от обязательного аудита, начиная с отчетности за 2022 год.
В пояснительной записке к законопроекту отмечено, что требование обязательного аудита сохраняется для тех инвестиционных советников, которые наряду с деятельностью по инвестиционному консультированию осуществляют деятельность, связанную с профессиональной деятельностью на рынке ценных бумаг и деятельностью кредитных организаций.
Приказом ФНС России от 28.10.2022 №ЕД-7-17/986@ утвержден Перечень государств (территорий), с которыми осуществляется автоматический обмен финансовой информацией.
В перечень включены Казахстан, Мальдивы и Оман, а также исключены Швейцария и Острова Кайман. Приказ ФНС России от 27.05.2022 №ЕД-7-17/450@ признан утратившим силу.
Приказом ФНС России от 28.10.2022 №ЕД-7-17/987@ утвержден перечень государств (территорий), не обеспечивающих обмен информацией для целей налогообложения с Российской Федерацией.
В числе изменений, в частности:
Приказ ФНС России от 11.10.2019 №ММВ-7-17/511@ признан утратившим силу.
28 декабря 2022 года опубликовано Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2022 г. №2433 «Об утверждении Правил осуществления между резидентами и нерезидентами расчетов наличными денежными средствами».
Постановление разрешает резидентам получать от нерезидентов наличную иностранную валюту и (или) наличную валюту РФ по внешнеторговым договорам за товары, работы, услуги, переданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, а также в рамках договоров займа.
Полученную валюту резидент вправе:
В срок не позднее 30 рабочих дней со дня ввоза валюты на территорию РФ ее необходимо продать уполномоченному банку по курсу Банка России, зачислить на свой счет в соответствующей валюте в уполномоченном банке или внести в свою кассу.
Кроме того, в срок не позднее 45 рабочих дней после дня осуществления расчетов с нерезидентом в наличной иностранной валюте и (или) валюте РФ резидент обязан представить в уполномоченный банк документы по перечню, закрепленному проектом постановления.
Федеральным законом от 05.12.2022 №466-ФЗ утвержден федеральный бюджет на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов.
Основные характеристики бюджета на 2023 год определены исходя из прогнозируемого уровня инфляции, не превышающего 5,5 процента. Бюджет сформирован с дефицитом в сумме 2 925,3 млрд рублей.
Основным источником покрытия дефицита станут внутренние госзаимствования.
Среди основных приоритетов бюджета, в частности, безусловное выполнение всех социальных обязательств.
В части социального обеспечения населения законом предусматривается следующее:
2 декабря 2022 года Минэкономразвития России подготовлены проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (не внесен в ГД ФС РФ).
Проектом закона ЕГРЮЛ и ЕГРИП предлагается определить в качестве источников данных о кодах ОКВЭД хозяйствующих субъектов.
Сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП, дополняются данными о процентной доле осуществляемых видов экономической деятельности, определяемой в порядке, установленном Правительством РФ.
Исключается необходимость ежегодного подтверждения кодов ОКВЭД, при этом предусматривается обязанность представлять в регистрирующий орган сведения в случае изменения основного вида экономической деятельности, а также в случае если процентная доля по одному из кодов ОКВЭД хозяйствующего субъекта изменилась более чем на 20 процентов.
Обзор важных изменений за июнь 2024 с комментариями экспертов КСК ГРУПП
Эксперт КСК ГРУПП выступил на круглом столе МТПП по теме 115-ФЗ
КСК ГРУПП и КСК АУДИТ занимают лидирующие позиции в ренкинге RAEX по итогам 2023 года