Приказом ФНС России от 28.08.2023 № ЕД-7-21/577@ ФНС России утвердила новую форму пояснений к сообщению об исчисленных суммах транспортного налога, налога на имущество и земельного налога.
Приказ издан в соответствии с абзацем вторым п. 6 ст. 363 НК РФ, абзацем третьим п. 6 ст. 386, п. 5 ст. 397 НК РФ (в редакции Федерального закона от 31.07.2023 № 389-ФЗ) в целях обеспечения представления в налоговые органы на бумажном носителе или в электронной форме пояснений налогоплательщиков-организаций (их обособленных подразделений) в связи с полученными сообщениями об исчисленных налоговыми органами суммах транспортного налога, налога на имущество организаций, земельного налога.
Из названия формы убрали указание на то, что ее подают в электронном виде. На титульном листе появились поля, в которых надо приводить количество страниц пояснений и количество листов приложений (копий).
В порядке заполнения указали, что форму можно заполнить от руки чернилами черного цвета или в программе. При распечатывании формы должен выходить двумерный штрихкод. Сейчас возможно только электронное заполнение формы.
Нельзя исправлять ошибки корректирующим или иным средством, использовать двустороннюю печать.
При рукописном заполнении формы надо:
Напомним, для направления пояснений на бумаге сейчас используют рекомендуемую форму, С 1 января 2024 г. письмо ФНС России от 05.03.2022 №БС-4-21/2688@ «О типовой (рекомендуемой) форме «Пояснения налогоплательщика-организации (ее обособленного подразделения), представляемые в налоговый орган в связи с сообщением об исчисленных налоговым органом суммах транспортного налога, налога на имущество организаций, земельного налога» признается утратившим силу.
В Письме Минфина России от 01.11.2023 № 03-08-13/104225, Ведомство разъяснило, что новый перечень офшоров в части государств и территорий, которых не было в старом списке, применяют с 1 января 2024 года.
В приведенном Письме Минфина России от 01.11.2023 №03-08-13/104225 речь идет о применении ставки 0% к дивидендам согласно пп.1 п.3 ст. 284 НК РФ, где одним из условий для применения ставки является условие отсутствия регистрации иностранной компании в Перечне оффшорных зон.
Дело в том, что перечень разработали для налога на прибыль и опубликовали в июне 2023 года. Поэтому в части новшеств он действует со следующего налогового периода.
Примечательно, что указанный перечень также фигурирует в ст. 105.14 НК РФ, однако в отношении обязанности по сдаче уведомления о КС таких разъяснений пока нет, поэтому при определении даты на текущий момент консервативнее отталкиваться от даты вступления в силу, указанной в самом Приказе – т.е. 01.07.2023 г.
Возможно до конца года Ведомство выпустит симметричное разъяснение.
В Письме ФНС России от 27.10.2023 № БВ-4-7/13775@, Ведомство подготовило обзор налоговых позиций КС РФ и ВС РФ.
КС РФ разъяснил, как считать 2-летний срок для назначения проверки при получении уточненного уведомления по контролируемой сделке. Так, если в уведомлении сведения о сделке скорректировали незначительно, срок нужно считать со дня получения налоговиками первоначального уведомления. Речь идет об устранении техошибок или неточностей, которые не препятствуют идентификации сделок;
ВС РФ указал: при закрытии обособленного подразделения декларации по налогу на прибыль нужно подавать по месту учета головной организации. При этом налоговую базу за предыдущие отчетные периоды текущего календарного года следует отражать во всех декларациях по данному подразделению, которые сдают до конца текущего налогового периода. Дело в том, что закрытие подразделения не обнуляет его налоговую базу.
Кроме того, налоговые органы обратили внимание и на другие выводы высших судов. Среди них можно выделить позицию ВС РФ об определении предельного дохода для сохранения права на УСН. Так, в случае реорганизации в форме преобразования учитывают доходы, полученные с начала отчетного (налогового) периода, а также доходы реорганизованной организации.
В Письме Минфина России от 04.10.2023 № 03-03-06/1/94244 Ведомство рассмотрело обращение по вопросу порядка исчисления налога на сверхприбыль при реорганизации в форме присоединения, если у присоединенной организации в соответствующих налоговых периодах получены убытки по налогу на прибыль.
В соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона № 414-ФЗ сверхприбыль определяется как превышение средней арифметической величины прибыли за 2021 год и прибыли за 2022 год над средней арифметической величиной прибыли за 2018 год и прибыли за 2019 год.
Прибыль за соответствующий год исчисляется как сумма налоговых баз по налогу на прибыль организаций, определяемых в соответствии с положениями ст. 274 НК РФ за соответствующий год, с учетом положений ст. 283 НК РФ
В свою очередь, п. 8 ст. 283 НК РФ установлено, что в случае, если в отчетном (налоговом) периоде налогоплательщиком получен убыток – отрицательная разница между доходами, определяемыми в соответствии с главой 25 НК РФ, и расходами, учитываемыми в целях налогообложения в порядке, предусмотренном главой 25 НК РФ, в данном отчетом (налоговом) периоде налоговая база по налогу на прибыль организаций признается равной нулю.
Учитывая изложенное, организация, реорганизованная в форме присоединения к ней организации, получившей в соответствующих налоговых периодах убытки по налогу на прибыль организаций, при определении прибыли за соответствующий год в целях расчета ее средней арифметической величины суммирует налоговые базы по налогу на прибыль организаций, а также нулевые налоговые базы по налогу на прибыль организаций присоединенной организации за соответствующий год.
Ведомство предложило проект № 143527 для публичного обсуждения. Изменения связаны с отражением сведений о прослеживаемых товарах.
В форму счета-фактуры планируют добавить графу 14 в табличную часть счета-фактуры. Аналогичную графу предполагается включить и в корректировочный счет-фактуру. В данной графе нужно будет указывать стоимость прослеживаемого товара без НДС (пп. «а» п. 1, пп. «а» п. 2 проекта изменений).
Порядок заполнения форм тоже хотят скорректировать. Среди новшеств:
Проект должен вступить в силу с 1 апреля 2024 года, но не ранее чем через месяц после опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по НДС (п. 2 проекта постановления).
Постановлением Правительства РФ от 10.11.2023 № 1883 увеличен размер единой предельной базы по взносам на следующий год до 2 225 тыс. руб. В текущем году она равна 1 917 тыс. руб.
Предельная база для начисления взносов - это максимальная сумма, которую работник может получить в течение года, после которой тариф для расчета страховых отчислений снижается. Этот механизм позволяет работодателям, которые платят высокие зарплаты своим сотрудникам, сэкономить на страховых взносах. Однако, чем выше предельное значение, тем меньше возможная экономия.
Изменение предельной базы не влияет:
Эти виды взносов в 2024 году продолжают начислять по установленным тарифам вне зависимости от суммы выплат в пользу работника.
ФНС России обновила сервис «Прозрачный бизнес». В сервисе добавлен поиск по организационно-правовой форме и статусу налогоплательщика, основным и дополнительным видам экономической деятельности, а также расширен перечень отображаемых сведений о налогоплательщике.
Оптимизация функций, быстрая навигация по результатам поиска, вывод подробной информации о контрагенте, всплывающие подсказки, наличие ссылок на иные сервисы ФНС России по проверке контрагентов, а также новый интуитивно понятный интерфейс сервиса «Прозрачный бизнес» позволят пользователям проанализировать и всесторонне оценить будущего контрагента в качестве делового партнера.
Сервис является востребованным среди пользователей. Так, в 2022 году им воспользовались более 454 млн раз. В 2023 году число обращений превысило 720 млн.
В Письме Минфина России от 30.10.2023 №03-03-06/1/103183 Ведомство указало, что согласно НК РФ, расходы на организацию развлечений, отдыха, профилактики или лечения заболеваний не признают представительскими. Поэтому к ним не относят расходы на культурную программу (посещение театров, концертов, экскурсии и др.).
Представительскими также не являются расходы на прием и обслуживание лиц, которых нет в п. 2 ст. 264 НК РФ. В нем речь идет только:
Представительские расходы учитываются в составе прочих расходов (пп. 22 п. 1 ст. 264 НК РФ). Но учесть можно не всю сумму таких расходов, а только ту, которая укладывается в норматив - не более 4% от расходов на оплату труда за отчетный (налоговый) период (п. 2 ст. 264 НК РФ).
При методе начисления расходы по общему правилу признаются в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от поступления оплаты (п. 1 ст. 272 НК РФ).
Если представительские расходы оплачены через подотчетное лицо, то такие расходы нужно признавать на дату утверждения авансового отчета (пп. 5 п. 7 ст. 272 НК РФ).
При применении кассового метода расходы признаются только после их фактической оплаты (п. 3 ст. 273 НК РФ).
В Письме ФНС России от 27.10.2023 №ШЮ-4-22/13704@ Служба рассмотрела обращение банка по вопросу его привлечения к ответственности за нарушение срока сообщения налоговому органу сведений об открытии (закрытии) счета, вклада (депозита), изменении его реквизитов.
При ответе, налоговый инспектор назвала следующие обстоятельства:
П. 1 ст. 112 НК РФ установлен перечень обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения. Указанный перечень является открытым.
Смягчающие обстоятельства, которые встречаются на практике, можно разделить:
27 ноября 2023 Президент РФ подписал Федеральный закон № 539-ФЗ (далее – «Закон 539-ФЗ»), который, помимо прочего, внес масштабные изменения в правила трансфертного ценообразования в Российской Федерации (далее – «ТЦО»).
Изменения будут применяться в отношении доходов и расходов, признаваемых для целей налогообложения, после 01.01.2024 независимо от даты самой сделки.
На что стоит обратить внимание:
Разберем по порядку.
П.2 ст. 105.1 НК РФ дополнен тремя основаниями возникновения взаимозависимости:
Так, не будут признаваться контролируемыми сделки, сделки:
Если в результате корректировки налоговой базы, проведенной по решению ФНС России или налогоплательщиком самостоятельно, участник сделки - нерезидент получит доход, сумма такой корректировки будет признаваться дивидендами для целей налога у источника и будет облагаться по применимым налоговым ставкам. При этом датой получения такого дохода будет считаться 31 декабря года, в котором совершена соответствующая сделка.
Вторичная ТЦО корректировка (переквалификация суммы корректировки в дивиденды) не будет применяться в отношении доходов, полученных лицом, не являющимся российским налоговым резидентом, если такое лицо вернет сумму полученного дохода на его российский банковский счет налогоплательщика, осуществившего корректировку:
ФНС России будет корректировать цены по анализируемым сделкам в случае их отклонения от рыночного уровня исходя из медианного (т.е. серединного, а не минимального/максимального) значения интервала рыночных цен/рентабельности (пп. 4 п. 4 ст. 105.8 НК РФ, пп. 4 п. 3, п.п. 7, 8 ст. 105.9 НК РФ, п.п. 5, 7, 8 ст. 105.10 НК РФ, п.п. 4, 6, 7 ст. 105.11 НК РФ, п.п. 9, 10, 11 ст. 105.12 НК РФ).
Так законодатель планирует мотивировать налогоплательщиков самостоятельно осуществлять корректировки цен, при которых они по-прежнему смогут использовать максимальные и минимальные значения (п. 8 ст. 105.9 НК РФ, п. 8 ст. 105.10 НК РФ, п. 7 ст. 105.11 НК РФ, п. 11 ст. 105.12 НК РФ).
С 01.01.2024 значительно увеличивается размер штрафа за применение нерыночных цен во внешнеторговых контролируемых сделках: 100% от суммы неуплаченного налога, но не менее 500 000 руб. Подача в налоговый орган корректной налоговой документации больше не будет служить освобождением от налоговой ответственности по данному основанию (п.п. 1, 2 ст. 129.3 НК РФ).
Размер ответственности за аналогичное правонарушение по внутрироссийским контролируемым сделкам не изменится – 40 % от неуплаченной суммы налога, но не менее 30 000 руб. Данная ответственность, как и прежде, не будет применяться, если налогоплательщик предоставил корректную ТЦО-документацию (п.п. 1.2, 2 ст. 129.3 НК РФ).
Также повышены действующие и введены новые штрафы за правонарушения, связанные с непредставлением сведений и предоставлением недостоверных сведений в ТЦО-отчетности:
Для анализа рыночности/нерыночности условий контролируемой сделки станет возможным использовать информацию о сопоставимых сделках, заключенных с независимыми лицами не только самим налогоплательщиком, но и его взаимозависимыми лицами (п. 6 ст. 105.3 НК РФ). При этом информация о сопоставимых сделках с независимыми лицами перестанет иметь для налоговых органов приоритетное значение.
При использовании биржевых котировок в рамках применения 1го метода – метода сопоставимых рыночных цен – необходимо будет руководствоваться минимальным/максимальным значением интервала рыночных цен (ранее учитывалась цена сопоставимых сделок) (п.п. 5, 6 ст. 105.9 НК РФ).
Проведение функционального анализа при подготовке налоговой документации станет обязательным (абз. 2 пп. 2 п. 1 ст. 105.15 НК РФ). Кроме того, в ней будет необходимо дополнительно раскрывать следующие документы и информацию (пп. 1 п. 1 ст. 105.15 НК РФ):
Налоговая документация может быть запрошена ФНС России вне рамок проведения проверки ТЦО в порядке п. 2 ст. 93.1 НК РФ. В таком случае предоставить такую документацию налогоплательщик будет обязан в течение 30 дней с момента получения требования (абз. 3 п. 3 ст. 105.15 НК РФ).
Обязанность составления налоговой документации вводится в отношении сделок с независимыми лицами, которые признаются контролируемыми на основании пп.пп. 1-3 п. 1 ст. 105.14 НК РФ, включая сделки в отношении сырьевых товаров и с лицами из государств, включенных в «черный список» Минфина России (пп. 2 п. 4 ст. 105.15 НК РФ).
При этом в отношении внешнеторговых сделок с сырьевыми товарами вводится обязанность предоставления ТЦО-документации одновременно с подачей уведомления о контролируемых сделках (п. 8 ст. 105.15 НК РФ). Для налогоплательщиков, подпадающих под данное требование, предусмотрен переходный период: документацию по сделкам 2024 года можно будет предоставить до 01.12.2025 (ч. 10 ст. 6 Закона 539-ФЗ).
В отношении содержания и порядка представления уведомлений о контролируемых сделках внесены следующие изменения:
Расширено понятие международной группы компаний: теперь к ним также относятся группы компаний, в отношении которых составлялась бы консолидированная финансовая отчетность, если бы ценные бумаги одной из компаний группы были бы допущены к торгам на фондовой бирже, в том числе иностранной (пп. 1 п. 1 ст. 105.16-1 НК РФ).
Также вводится дополнительная обязанность по представлению сведений из консолидированной финансовой отчетности международной группы компаний или финансовой отчетности ее участника (ст. 105.16-7 НК РФ).
Стороной соглашения о ценообразовании смогут стать, помимо крупнейших налогоплательщиков, также российские организации, совершающие внешнеторговые сделки с сырьевыми товарами, сумма доходов (расходов) по которым за календарный год составляет 2 млрд руб. и более.
Максимальный срок действия соглашения о ценообразовании будет составлять 5 лет, которые могут включать (п. 1 ст. 105.21 НК РФ):
Исключение составят соглашения о ценообразовании, заключенные в отношении порядка определения цен и применения методик ценообразования, которые заключаются максимально на 3 календарных года – текущий год и два последующих (п. 1.1 ст. 105.21 НК РФ).
Государственная пошлина за рассмотрение заявления о заключении соглашения о ценообразовании снижена с 2 000 000 руб. до 1 000 000 руб. (пп. 133 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).
Обзор важных изменений за июнь 2024 с комментариями экспертов КСК ГРУПП
Эксперт КСК ГРУПП выступил на круглом столе МТПП по теме 115-ФЗ
КСК ГРУПП и КСК АУДИТ занимают лидирующие позиции в ренкинге RAEX по итогам 2023 года