Английским словом usability (в переводе — «удобство использования») называют основной критерий оценки интерфейса. Этот критерий подразумевает степень удобства использования («юзабельности») интерфейса для пользователей. Данный параметр является исключительно качественным и не имеет никакого отношения к количественным показателям (например, таким, как кликабельность или коэффициент возврата инвестиций). Термин usability подразумевает несколько трактовок, среди которых есть и обозначение определенных мероприятий, направленных на улучшение пользовательского интерфейса.
Мы поговорим о пользовательском интерфейсе в рамках веб-маркетинга. А именно — об интерфейсе, отображающемся перед глазами пользователей. Такие виды интерфейсов имеют несколько основных характеристик.
Кроме вышеперечисленных основных моментов есть еще ряд других более мелких, но не менее важных показателей. К ним относят utility (с англ. — полезность). Этот пункт отвечает за то, насколько дизайн ресурса устраивает посетителей и отвечает их потребностям.
Тут главную роль играют и юзабилити, и полезность, так как понять, насколько дизайн landing page полезен и удобен для посетителей, можно только по совокупности этих двух элементов.
Полезность интерфейса определяется так же, как и юзабилити. Как именно, рассмотрим далее.
На данном этапе мы уже можем выделить несколько критериев удобного дизайна.
Юзабилити имеет важнейшее и часто решающее значение в абсолютно любой области eCommerce. И если оно вызывает сложности у посетителей, то они покидают ресурс и уходят на более простые и понятные веб-ресурсы ваших конкурентов.
Например, пользователи вряд ли заинтересуются ресурсом с пустующей главной страницей, где нет никаких сведений о том, чем занимается компания. Также потенциальные клиенты непременно будут уходить с сайта, если не обнаружат обратную связь или не смогут разобраться в навигации. Это совершенно нормальное и предсказуемое поведение любого интернет-пользователя, которому незачем тратить время на исследование специфического интерфейса этого ресурса, когда в кликовой доступности находятся ресурсы с аналогичным предложением, но с более дружелюбной навигацией.
Самый главный и эффективный метод по улучшению юзабилити — это тестирование с привлечением интернет-пользователей. Данный метод можно разбить на три этапа.
При проведении тестирования дизайнеру важно видеть все шаги, которые осуществляют пользователи при взаимодействии с интерфейсом.
Заниматься улучшением юзабилити нужно при каждой разработке дизайна. Вот несколько советов для этого.
Не стоит откладывать проведение теста до сдачи дизайна в эксплуатацию, так как многие погрешности будет исправить практически нереально. Ведь ошибки могут быть значимые, и для исправления потребуется вмешательство в архитектуру. А это займет массу времени.
Качественный юзабилити гарантирует высокую удовлетворенность посетителей и, как следствие, расширяет вашу клиентскую базу. А повысить уровень юзабилити поможет только своевременное тестирование.