Usability

Английским словом usability (в переводе — «удобство использования») называют основной критерий оценки интерфейса. Этот критерий подразумевает степень удобства использования («юзабельности») интерфейса для пользователей. Данный параметр является исключительно качественным и не имеет никакого отношения к количественным показателям (например, таким, как кликабельность или коэффициент возврата инвестиций). Термин usability подразумевает несколько трактовок, среди которых есть и обозначение определенных мероприятий, направленных на улучшение пользовательского интерфейса.

Мы поговорим о пользовательском интерфейсе в рамках веб-маркетинга. А именно — об интерфейсе, отображающемся перед глазами пользователей. Такие виды интерфейсов имеют несколько основных характеристик.

  1. Эффективность. Успешность и быстрота работы пользователя сразу же после ознакомления со страницей.
  2. Обучаемость. Уровень сложности и возможность реализовывать задачи пользователями, которые оказались на странице впервые.
  3. Ошибки. В данном пункте учитывается степень недовольства посетителей сайта от ошибок. Сами ошибки оцениваются не только по количеству и частоте обнаружения, но и по серьезности.
  4. Запоминаемость. Насколько долго пользователи будут помнить алгоритм использования интерфейса после длительного отсутствия на сайте.
  5. Удовлетворенность. Степень удовлетворенности пользователей от использования сайта.

Кроме вышеперечисленных основных моментов есть еще ряд других более мелких, но не менее важных показателей. К ним относят utility (с англ. — полезность). Этот пункт отвечает за то, насколько дизайн ресурса устраивает посетителей и отвечает их потребностям.

Тут главную роль играют и юзабилити, и полезность, так как понять, насколько дизайн landing page полезен и удобен для посетителей, можно только по совокупности этих двух элементов.

Полезность интерфейса определяется так же, как и юзабилити. Как именно, рассмотрим далее.

На данном этапе мы уже можем выделить несколько критериев удобного дизайна.

  1. Необходимые функции, которые включены в дизайн сайта.
  2. Простота и легкость реализации этих функций пользователем (юзабилити).
  3. Совокупность двух этих критериев и есть характеристика полезного дизайна.

Почему юзабилити настолько необходимо?

Юзабилити имеет важнейшее и часто решающее значение в абсолютно любой области eCommerce. И если оно вызывает сложности у посетителей, то они покидают ресурс и уходят на более простые и понятные веб-ресурсы ваших конкурентов.

Например, пользователи вряд ли заинтересуются ресурсом с пустующей главной страницей, где нет никаких сведений о том, чем занимается компания. Также потенциальные клиенты непременно будут уходить с сайта, если не обнаружат обратную связь или не смогут разобраться в навигации. Это совершенно нормальное и предсказуемое поведение любого интернет-пользователя, которому незачем тратить время на исследование специфического интерфейса этого ресурса, когда в кликовой доступности находятся ресурсы с аналогичным предложением, но с более дружелюбной навигацией.

Что надо для улучшения Usability?

Самый главный и эффективный метод по улучшению юзабилити — это тестирование с привлечением интернет-пользователей. Данный метод можно разбить на три этапа.

  1. Выбрать определенное количество пользователей в качестве представителей целевой аудитории.
  2. Понаблюдать и проанализировать все сложности, с которыми сталкивается пользователь при взаимодействии с интерфейсом. Чтобы получить максимально достоверные данные, будет достаточно привлечь к выполнению задач 5–10 человек. Не нужно устраивать массовое тестирование, это затратно и малоэффективно. Вполне можно ограничиться малым количеством пользователей, которые проверят «юзабельность» задач в короткий срок. Такое мини-тестирование обязательно после каждого обновления.
  3. Предложить им выполнить конверсионные задачи с пользовательским интерфейсом.

При проведении тестирования дизайнеру важно видеть все шаги, которые осуществляют пользователи при взаимодействии с интерфейсом.

Когда лучше заняться улучшением юзабилити?

Заниматься улучшением юзабилити нужно при каждой разработке дизайна. Вот несколько советов для этого.

  1. До того как вы решите заняться обновлением дизайна или заново взяться за разработку интерфейса, протестируйте предыдущий UI и выявите наиболее полезные элементы, которые стоит сохранить в новой версии
  2. Понаблюдайте за поведением пользователей на тех ресурсах, которые им нравятся. Тут нужно учитывать применение клавиатурных клавиш, скроллинга и т. д.
  3. Перед запуском тестирования лучше всего ограничьтесь тестовой версией интерфейса, то есть его эскизом. Это сэкономит ваши силы и время, так как после проведенного тестирования, скорее всего, будут выявлены проблемы, которые потребуют исправления.
  4. Оцените, насколько обновленный дизайн отвечает главным критериям юзабилити.
  5. Когда вы полностью закончили работу над новым дизайном, проведите завершающий этап тестирования, который выявит мелкие несовершенства новой версии.

Не стоит откладывать проведение теста до сдачи дизайна в эксплуатацию, так как многие погрешности будет исправить практически нереально. Ведь ошибки могут быть значимые, и для исправления потребуется вмешательство в архитектуру. А это займет массу времени.

Качественный юзабилити гарантирует высокую удовлетворенность посетителей и, как следствие, расширяет вашу клиентскую базу. А повысить уровень юзабилити поможет только своевременное тестирование.


Возврат к списку