В нашей стране словосочетание «учетная политика организации» вошла в бухгалтерскую терминологию в 1992 г. Тогда было принято положение, определяющее порядок бухучета и отчетности на территории России. Термин окончательно закрепился, когда был издан первый стандарт по бухучету (в 1994 г.).
Английский аналог словосочетания — это «accountig policies». Термин фигурирует в документации Международного комитета по стандартизации бухучета.
Учетная политика предприятия предполагает ряд действий, направленных на упорядочивание бухучета, в том числе к ним относятся наблюдение первичное, измерение стоимости, распределение по позициям, подведение итогов работы предприятия. Бухучет играет важную роль в развитии предприятия. Если не владеть этим инструментарием, то нет возможности объективно оценить, в каком состоянии находится организация, какие у нее итоги финансово-хозяйственной деятельности, как организовано движение денежных средств.
Бухучет направлен на решение ряда задач. Он должен:
Есть несколько путей сопровождения бухучета. Это амортизация основных материальных ценностей, нематериальных составляющих капитала организации, оценка запасов производства, готовых изделий, учет прибыли от реализации товаров, оказания услуг и пр.
На предприятии утверждается положение по бухучету. В нем следует определить, какую информацию нужно раскрывать, в каком виде.
Ежегодно на предприятии составляется бухгалтерская годовая отчетность. В ее состав входит пояснительная записка. В этом документе следует раскрыть, каким образом будет вестись бухучет. Сведения об учетной политике, внедренной в компании, могут и не отражаться в промежуточном отчете бухгалтерии, но только в том случае, если не вносились корректировки в учетную политику организации.
Учетную политику ведет и формирует главбух предприятия. Ее утверждение — прерогатива директора компании. Он своим приказом и подписью легализует следующую документацию в организации:
Учетная политика компании формируется по отдельным видам ее хозяйственной деятельности. В этом случае можно выбрать для бухучета один из методов, которые рекомендованы для данного направления нормативно-правовыми документами, регулирующими бухгалтерское сопровождение организации. Бывает, что возникают моменты, когда правовая база не дает ответа на вопрос о том, какой способ организации бухучета выбрать. Тогда предприятию самостоятельно нужно разработать свою методику, но так, чтобы она не противоречила принятым нормам по бухучету.
Так, любая организация-налогоплательщик считает расходы, исходя из которых формируется налогооблагаемая база, двумя способами: начислением или с помощью кассовых данных. Что признавать расходами, следует отразить в учетной политике предприятия, чтобы потом правильно рассчитать налог на прибыль. Когда на предприятии отсутствует утвержденный порядок определения разницы между расходами и доходами, а сумму налога нужно рассчитывать, тогда предстоит пользоваться таким способом, как начисление. Его можно использовать и в случае, когда нужно рассчитать доходы, и тогда, когда нужно рассчитать расходы. Следует учитывать, что кассовая методика подходит не каждому типу предприятия. В каких случаях и когда целесообразно воспользоваться ей, подробно расписано в Налоговом кодексе РФ. Рекомендуем обратить внимание на статьи 271, 272, 273.
Одним из принципов бухучета и отчетности является представление объективных и правильных сведений. Для этих целей необходимо организовывать на предприятии инвентаризационный учет. Минимальная периодичность его проведения — один раз в три года. Во время этой операции нужно проверить и подтвердить официально посредством актов или других форм документов, что из имущества действительно имеется в организации, в каком состоянии оно находится, в какую сумму оценивается. В отчетную инвентаризационную ведомость включаются материальные и нематериальные ценности компании, в числе которых недвижимость, транспортные средства, компьютерная и оргтехника, материалы, готовые изделия, деньги, акции и пр. При этом не важно, где расположен объект оценки.
При проведении инвентаризации следует отметить в отчетной документации также ценный актив, который не является собственностью предприятия, но в бухучете сведения о нем имеются. К такому имуществу относятся материалы, переданные организации для ответственного хранения, взятые в аренду, а также для дальнейшей переработки. В баланс следует включить и иные позиции, которые не учтены в документах по тем или иным основаниям.
В отчетном документе напротив каждой позиции нужно указать, где находится имущество, кто отвечает за его сохранность и наличие.
Частоту инвентаризации определяет директор предприятия. Исключение из правил составляет обязательность процедуры в следующих случаях:
Когда при проведении инвентаризации выявляются неучтенные ценности, то они ставятся на баланс предприятия. Если будет выявлено, что чего-то не хватает, будь то денежные средства или основные, то предстоит определить, кто допустил растрату, и заставить его возместить ущерб.
Учетная политика на предприятии официально действует со дня, когда будет издано соответствующее распоряжение. Оно может быть оформлено в виде приказа, акта и пр. внутреннего распорядительного документа предприятия.
Учетную политику можно корректировать, изменять. Но в таких случаях следует оформить правки должным образом и, помимо прочего, обосновать их. Для сведения добавим, что корректировка может выполняться в следующих ситуациях.
Отдельно нужно отразить в бухгалтерских документах некоторые корректировки в учетной политике, а именно: когда эти изменения влияют или могут заметно повлиять на финансово-экономическое положение предприятия, на приход и расход финансов, на итоги работы предприятия. В сведениях отражаются следующие минимальные сведения: