Любой бизнес-план является точной программой для деятельности предприятия, которая должна содержать информацию о товаре или услуге, методах производства, предполагаемых рынках сбыта, маркетинговых кампаниях. Так как инновационный проект подразумевает производство нового товара или кардинальные изменения старого, то бизнес-план инновационного проекта должен включать в себя разделы о планируемом доходе, норме рентабельности и финансовом эффекте.
Цель любого инновационного проекта — создать принципиально новую или кардинально измененную техническую, технологическую, экономическую, информационную или социальную систему с высоким коммерческим эффектом путем значительного снижения затрат при производстве продукта или услуги. В качестве примера можно назвать разработку современных систем для коммуникации на основе новейших научных исследований и опросов потребителей. Инновационный проект может быть научно-техническим, исследовательским или организационным и рассчитывается на уровне одного предприятия, региона или страны. Это может быть новый товар или услуга, метод управления или производства, освоение нового рынка, применение нового сырья.
Вывод на рынок нового продукта или услуги невозможен без надлежащего финансирования. В качестве примера можно назвать:
Чтобы получить финансирование, необходимо обосновать, почему инвесторам выгодно вкладывать средства, доказать, что это не просто новая идея — рынок на самом деле готов принять новый продукт. Содержание должно:
Но основной составляющей является бизнес-план, позволяющий вести переговоры с потенциальными инвесторами.
Особенности бизнес-плана инновационного проекта отражаются в его структуре и содержании:
Основной показатель, который необходимо предоставить потенциальным инвесторам, — эффективность инновационного проекта. Для ее расчета следует использовать методы, применяемые в современном анализе, начиная с расчета чистой настоящей ценности, отражающей выгоду для инвестора во время его осуществления. Чаще всего доказательством выгоды является то обстоятельство, что инновация способна дать более высокий доход, чем помещение аналогичной суммы на банковский депозит. Для того чтобы рассчитать ее эффективность, необходимо в первую очередь спланировать объем денежных потоков для текущих затрат, ожидаемого сбыта и издержек на трансакции при организации сделок. Все расчеты следует обосновать ссылками на методические материалы, особенно если документ предназначается для привлечения государственных инвестиций, международных грантов или бизнес-ангелов.
Затруднения при расчете ценности инвестиций чаще всего доставляет учет предполагаемой инфляции. На самом деле в большинстве случаев расчет производится без учета этого показателя.
В качестве примера исключений можно рассмотреть следующие ситуации:
Обе ситуации легко смоделировать, если в формулу расчета ввести поправку на разность между ростом цены ресурса (или товара) и показателем инфляции.
Чтобы инвестор поверил, что новый товар действительно востребован на рынке, в бизнес-плане необходимо охарактеризовать сбыт путем проведения маркетинговых исследований, включающих в себя:
В содержании документа также должны быть отображены:
Все цифры в содержании должны базироваться на качественном маркетинговом исследовании (пример — метод Home-test).
Инвестор должен поверить, что:
Результаты нужно оформить наглядно (пример — применяются таблицы, графики и иллюстрации). Главное — содержание должно доказать инвестору, что достаточно большая доля спроса на рынке будет захвачена новым товаром.
Самое важное при создании этого раздела — продемонстрировать рациональное и трезвое отношение к новому делу. К тому же готовность и способность провести анализ рисков сами по себе укрепляют уверенность инвесторов в том, что они доверяют свои сбережения профессионалам. В содержании бизнес-плана результаты этого анализа должны завершаться перечнем мероприятий, направленных на устранение или минимизацию рисков, и расчетов по объему средств, необходимых для их осуществления. При расчетах желательно применять различные методы. Пример — математический расчет вероятности дополнительных издержек.
Актив стартового баланса должен полностью отражать все основные и оборотные средства, на приобретение которых будут потрачены средства инвесторов. Пассив должен отражать источники, которые разработчики проекта планируют мобилизовать для его реализации (пример — имеется 50% собственных средств, 20% предоставляет государство, 30% необходимо привлечь). Стартовый баланс должен дать инвестору представление о том, с чего начнется работа, какие финансовые результаты планируется получить. Особенности бизнес-плана инновационного проекта — структурированный материал и анализ условий, при которых предприятие способно работать без убытков, свидетельствующий об оптимизированных планах при расчетах цены и объемов производства нового продукта. Но следует отметить, что структура и содержание бизнес-плана может меняться. Все будет зависеть от конкретной ситуации.