Сегмент саморегулирования в строительстве кардинально изменил свою структуру и принцип работы начиная с 1.07.2017 г. Изменения в системе СРО связаны с кардинальными преобразованиями Градостроительного кодекса РФ. По каким теперь правилам будут работать строители и сможет ли сфера строительства выйти на новый качественный уровень?
Закон о реформе в строительной сфере был принят еще в 2016 г., но окончательные изменения вступят в действие только 1 июля 2017 г. Начиная с 3 июля 2016 г. строителям было предложено поэтапно подготовиться к новым изменениям, чтобы начиная с месяца 2017 г. они не оказались у разбитого корыта. Изменения коснулись нескольких направлений, которые разительно отличаются от первоначальной системы СРО, предусмотренной несколько лет назад:
По замыслу основных авторов нововведений, эти действия позволят навести порядок в строительной сфере, а также обеспечить ответственность за расходованием компенсационного фонда и усилить персональную ответственность членов объединения и правлений СРО. Все эти требования вкупе были созданы для того, чтобы заказчик мог получить качественный результат работы и не искать дополнительные шаги о привлечении к ответственности нерадивых исполнителей и СРО из-за несостыковок в действующем законодательстве.
Если раньше СРО строителей могли быть зарегистрированы в любом регионе, то теперь введен принцип региональности. То есть компания должна быть только в том СРО, которое соответствует «прописке» предприятия. До 31 ноября 2016 г. (включительно) все строители должны были уведомить свои бывшие СРО о том, что они переходят в новое региональное СРО. Если предприятие по каким-либо причинам не успело перейти и объявить о своем решении до 01.12.2016 г., оно может состоять в прежнем СРО до 01 июля 2017 г. После этого компания исключается из членов СРО и ровно 12 месяцев подряд не имеет право вступать в какое-либо СРО. Далее компания не имеет право осуществлять какие-либо действия, а свой компенсационный внесенный суммарный фонд предприятие получит только после начала 2021 г.
Кстати, из 269 действующих СРО России по строительству зарегистрировано в Москве 98 объединений. В эти 98 объединений СРО строителей входит почти 55 тысяч строительных организаций (из 127 тысяч по всей стране), но исключительную московскую прописку имеют только 25 тысяч строителей. Здесь явно видно бизнес в сфере СРО строителей, который вынуждает законодателя прибегать к новым схемам контроля в строительной сфере.
До июля 2016 г. в СРО были обязаны вступать все подряд, хотя и существовало негласное правило, что вступление в СРО добровольное. Теперь порядок на вступление в СРО существенно изменился.
Многие строители стали волноваться, а кто тогда исходя из этого списка не должен быть членов СРО. Здесь также произошли реформаторские изменения, и теперь не нужно иметь членство СРО в следующих случаях.
Далее произойдет изменение, точнее отмена с 1 июля специального Постановления, где будет приостановлено действие Перечня по проведению строительных работ, геодезических услуг и прочих операций (приказ № 624 Минэкономразвития). Данная отмена Приказа влечет за собой отмену свидетельства о допуске СРО. Вместо действовавшего допуска СРО появится понятие «обязательное членство СРО», а также безусловное вхождение в так называемый Единый электронный реестр строительного СРО данной организации.
В законе № 372-ФЗ появился совершенно новый термин — Технический Заказчик, который выполняет ряд действий и работ. Попробуем разобраться, кто такой Технический Заказчик и каковы его обязанности.
Появление Технического Заказчика автоматически отменяет действие Приказа Минрегиона № 624. В данном случае строительные предприятия должны иметь взаимодействие с Техническими Заказчиками, которые заменили действовавшее ранее понятие «допуск СРО».
Если раньше для любого СРО предусматривалось создание одного компенсационного фонда, то для СРО строителей будет сделано исключение, и появится целых два компенсационных фонда. Первый компенсационный фонд предусматривался для возмещения причиненного вреда, он так и останется в новой редакции закона о саморегулировании СРО. Второй компенсационный участок фондирования будет направлен на обеспечение основных договорных условий и обязательств. Но теперь для первого компенсационного фонда потребуется обязательное условие формирования за счет обязательных взносов, как и раньше, а на второй компенсационный блок фондирования средства будут формироваться в обязательном порядке только в том случае, если строительная компания планирует участвовать в госзакупках.
Будет сделано исключение для 2017 г. Если строительная компания уже внесла обязательную сумму в размере 300 тыс. руб., то эта сумма будет по решению СРО и строительной компании распределена между двумя компенсационными видами по фондам. Начиная с 2018 г. оба компенсационных варианта фондирования формируются из расчета 300 тыс. руб. для обязательного фонда и дополнительного, обусловленного условиями по госзакупках. Для старых членов СРО, перешедших в региональные, определен срок до 1 сентября 2017 г. определиться с переводом компенсационной части взноса в свое региональное СРО.
Повышается ответственность саморегулируемых объединений в лице правления СРО. Теперь правлению СРО нужно ежегодно предоставлять отчеты по деятельности строительных компаний за истекший год. До 1 марта текущего года правление СРО должно предоставить обязательный отчет о том, как работала в предыдущем году компания или строительная фирма, которая является членом саморегулируемого объединения.
В с 1 июля 2017 г. появился новый орган, который получил краткое название «Нацреестр», а полное наименование звучит как Национальный реестр специалистов и руководителей в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования (НРС). Это совершенно новое явление в строительном сегменте России. Если строительная компания не внесет в данный реестр хотя бы двух своих сотрудников, то происходит автоматическое исключение из Нацреестра строителей-специалистов и СРО. Сотрудники должны иметь строительную специальность согласно профилю предприятия. Нацреестр будет способствовать тому, чтобы исключать из реестра так называемые «коммерческие СРО», которые в рамках своих структур ранее предлагали «платные образовательные стандарты» для подтверждения соответствующей квалификации сотрудника. С другой стороны, Нацреестр будет стимулировать руководителей строительных организаций повышать образовательный стандарт своих сотрудников на законных основаниях.
Новый закон № 372-ФЗ, а также ст. 55.5 ГрК РФ ввели ряд совершенно новых требований по квалификационным положениям.
Таким образом, в Нацреестре, кроме руководителя, который имеет профильное строительное образование, должно быть включено не менее двух специалистов соответствующего строительного профиля.
В целом на все строительные организации повышается финансовая нагрузка, которая обусловлена появлением нового, второго компенсационного фонда, а также новыми требованиями к штатным специалистам и ужесточением региональной привязки к СРО.