Вокруг темы ссылочного ранжирования ходит множество всяких разговоров, циркулирует множество слухов и распространяется множество легенд. Некоторые легенды настолько убедительны, что давно перешли в разряд непререкаемых постулатов. Однако это не мешает им оставаться всего лишь красивыми выдумками, не имеющими с реальностью ничего общего. Дело в том, что эти выдумки невозможно ниспровергнуть, но не потому, что нельзя доказать их ложность, а потому, что поддержание их в виде постулатов очень выгодно капитанам СЕО-индустрии и прочим специалистам в теме продвижения сайтов во всех известных сегодня поисковых системах. В этом деле все решает конкуренция, а профессионалам конкуренты не нужны.
По идее, ссылочное ранжирование обозначает такой важный аспект определения качества любого сайта, как «цитирование» его другими сайтами. И это правильно. Ведь если один сайт сослался на другой, то это значит, что владелец первого сайта счел второй сайт обладателем очень важной и интересной информации, которая хорошо дополняет материалы его сайта, но которую он не имеет возможности разместить на своем сайте. И Google, и Яндекс в свое время ввели специальные «знаки отличия» в виде PR и ТиЦ, которые присваивали всем сайтам в зависимости от их ссылочной массы, и назывались эти отметки «индекс цитирования». Соответственно величине этого «индекса цитирования» и определялось качество сайтов, что достаточно сильно влияло на их позиции в выдаче.
Однако продолжалось это недолго. Появилось слишком много оборотистых дельцов, которые стали предлагать ссылки со своих сайтов на продажу, и очень быстро этот бизнес приобрел такой размах, что в корне изменил отношение пользователей Интернета к поисковым системам. Топы оказались забиты сайтами низкого качества, владельцы которых не поскупились на приобретение ссылок. Предложение настолько превысило спрос, что ссылки очень сильно подешевели, и теперь их мог закупать в больших количествах даже самый финансово несостоятельный веб-мастер. Более того, появилось множество так называемых «ссылочных бирж», которые торговали ссылками оптом и в разницу, самого разного качества и категории. В то же время активизировались адепты различных спам-рассылок, массированно наладившие выпуск специальных программ, которые могли осуществлять сбор ресурсов, в которые можно автоматически производить спам ссылок без всякой модерации.
В общем, ссылочное ранжирование оказалось совсем не тем фактором, с помощью которого поисковые системы могли бы определять качество сайтов. Начали срочно разрабатываться другие алгоритмы, а сфера ссылочной массы претерпела существенные изменения. Во-первых, поисковые системы стали бороться с продавцами ссылок, но так как эта борьба была весьма неэффективной, то ссылочное ранжирование было вообще отменено. Вернее, оно не перестало играть роль, но теперь далеко не все ссылки стали учитываться. Как и в случае с сайтами, были установлены критерии качества ссылок самыми «очевидными» способами. Например, качественной ссылкой могла быть признана только та ссылка, по которой совершаются регулярные переходы посетителей, то есть людей с реальными IP-адресами, а не ботов-накрутчиков. Однако и тут вышло не все гладко, потому что очень часто реального посетителя от посетителя-накрутчика отличить очень трудно, а то и вовсе невозможно. Пришлось поисковым системам еще больше сжать диапазон учета и признавать только те ссылки, которые ведут с проверенных, авторитетных, «жирных» сайтов.
Конечно, это тоже не в полной мере гарантировало качество ссылки, особенно в свете того обстоятельства, что очень многие «жирные» сайты взламываются хакерами и на них устанавливаются ссылки на сайты, которые качеством уж совсем не блещут. Более того, участились случаи продажи «жирных» сайтов в третьи руки, а вот уже эти «третьи» руки в ряде случаев превращают свои приобретения в «линкофермы». Так что и тут оказалось не все так гладко, как хотелось бы поисковым системам. Ссылочная масса потеряла всякий смысл, и не потому, что концепция продвижения сайтов в топы с ее помощью неверна в принципе, а потому, что имеет многочисленные технические изъяны, с которыми поисковые системы бороться оказались не в состоянии.
На данный момент любой новый сайт может гарантированно продвинуться в топы только одним путем: постоянное добавление контента и его регулярное обновление. Ссылки для нового сайта нужны только для того, чтобы на него смогли перейти поисковые роботы и проиндексировать страницы. Постоянное наращивание ссылок давно уже не приводит к неуклонному продвижению в топы, разве что по малоконкурентным ключевым запросам, да и то не факт. Для того чтобы в этом убедиться, достаточно посетить топы Яндекса или Google по каким-нибудь запросам средней популярности и понаблюдать за сайтами, которые там расположились. Абсолютно все они имеют не так уж и много ссылок, ведущих на них с других сайтов, зато можно заметить, что обновляются они ежедневно.
Однако также можно заметить и то, что продажа ссылок посредством ссылочных бирж по-прежнему популярна. Владельцы многих сайтов и сегодня тратят большое количество денег на приобретение ссылок для продвижения своих сайтов, и это дает основания полагать, что ссылочное ранжирование все же не умерло окончательно. Однако торговля ссылками — это очень прибыльный бизнес, об этом говорилось выше. И владельцы этого бизнеса вовсю поддерживают миф о ссылочном ранжировании, чтобы не потерять хорошую прибыль. Тут в действие вступает так называемая теория больших чисел, которая дополнительно подпитывается фактором случайности.
Дело в том, что наряду с покупкой ссылок многие веб-мастера занимаются и внутренней оптимизацией своих сайтов, и когда сайт начинает занимать хорошие позиции в топах, то это приписывают действию купленных ссылок, хотя на самом деле эффект дали не ссылки, а правильно проведенная внутренняя оптимизация. Такие случаи мгновенно становятся «достоянием общественности», о них трубят на каждом углу, и создается впечатление, что сайт помогли продвинуть именно купленные ссылки. Те же случаи, когда сайт «не сдвинулся с места», просто замалчивают, приписывая всё ошибкам, допущенным при создании сайта. Это очень распространенный прием, который использовался монополиями всегда и везде при продвижении заведомо негодного продукта, поэтому удивляться тут нечему. Реклама — двигатель торговли, причем успешно может рекламироваться даже то, что не приносит никому никакой пользы. В случае со ссылочным ранжированием действует как раз тот же самый эффект: люди покупают ссылки, одновременно работая над сайтом, и все успехи записывают насчет ссылок, а неуспехи — только насчет своих неправильных действий по оптимизации. Обвинять в собственных проблемах продавцов ссылок ни у кого не повернется язык.
Конечно, не все так плохо: существуют, конечно же, ссылки, которые «работают». Но, как правило, это ссылки с очень авторитетных сайтов, которые или не продаются, или стоят так дорого, что используются наемными СЕО-оптимизаторскими компаниями для продвижения сайтов наиболее состоятельных своих клиентов. В качестве примера, чтобы не быть голословным, можно упомянуть такие площадки, как DMOZ или Яндекс-каталог, откуда ссылку получить не так-то и просто, а если и повезет, то это будет по-настоящему хорошая, «жирная» ссылка, которая учитывается всеми поисковиками без всяких ограничений. Дело в том, что на этих ресурсах осуществляется настолько жесткая модерация, что «левые» сайты, которые способны заняться продажей ссылок, проникнуть туда просто не в силах. А те, которые все же занимаются продажей, действуют настолько осторожно, что заподозрить их в продаже просто невозможно.
Таким образом, мы видим, что на смену ссылочному ранжированию пришли совсем другие способы успешного продвижения сайтов в топы выдачи всех крупных поисковых систем. И необходимость применения этих способов очень значительно очистила выдачу поисковых систем от всякого веб-мусора. Ведь не каждый веб-мастер способен постоянно обновлять и расширять свой сайт. Те хитрецы, которые ранее не занимались улучшением своих сайтов, используя в качестве двигателя исключительно ссылки, теперь должны или потрудиться, или исчезнуть. Впрочем, продажа ссылок будет процветать еще долго, но это уже касается не темы СЕО-продвижения сайтов в топы поисковых систем, а сферы мошенничества в сети.