Термином поисковый запрос называют слово или набор символов, вводимые в поисковик. Отыскать нужные сведения в Интернете можно именно с его помощью.
Поскольку по одному-единственному слову найти желаемые сведения бывает нелегко, то зачастую в запросы входят несколько слов. Например, Яндекс и Google применяют алгоритмы, определяющие запросы, состоящие из нескольких фраз, повышая качество поиска. Поисковики также способны интерпретировать эти запросы. Благодаря этому в результатах поиска появляются самые релевантные страницы.
Следует также отметить, что почти все поисковики имеют инструменты, расширяющие возможности поиска. Например, Яндекс способен расширять запросы посредством сочетания символов и слов.
Если ввести обычный запрос, то в результатах будут выводиться сайты, содержащие искомые слова не только в верхнем, но также и нижнем регистре. Этот можно избежать, введя перед запросом восклицательный знак.
Например, чтобы найти только страницы, содержащие данный запрос, написанный в любом регистре, надо ввести запрос в виде «!фраза».
А чтобы найти только страницы, содержащие данный запрос, написанный с большой буквы, надо ввести запрос в виде «!Фраза».
Поскольку поисковиками не учитываются так называемые стоп-слова, то на странице поиска могут появиться ошибочные результаты. Однако если поставить перед запросом знак «+», то будут выданы страницы, в которых слова стоят только в том порядке, в котором они записаны в запросе. Того же самого можно добиться, если заключить запрос в кавычки.
Яндекс иногда выдает сайты, содержащие информацию о предоставлении услуг или продаже товаров. Зачастую такие сайты не имеют информационной полезности. Этого можно избежать, введя перед запросом знак «~», который исключает из результатов поиска сайты рекламной направленности.
Очень многие поисковики умеют учитывать морфологию запросов и искать по любым вариантам, независимо от задействованной словоформы.
По целевому назначению запросы подразделяются на несколько категорий.
По частотности употребления за месяц запросы также подразделяются на три группы.
Сведения о частотности употребления и видах поисковых запросов открывают рекламодателям и SEO-оптимизаторам большие возможности продвижения сайтов и влияния на целевых посетителей. Для лингвистов статистика запросов зачастую представляет собой целое собрание слов современного языка. Запросы пользователей также имеют немалое значение и для государственных структур. В Америке, например, согласно местным законам, поисковики обязаны предоставлять госорганам детальную статистику запросов. Согласно заявлениям властей, делается это для контроля над распространением порнографических материалов в Интернете.
Яндекс располагает сервисом WordStat, который открывает полный доступ к статистическим данным. Помимо стандартных сведений о помесячной частотности запросов, с помощью WordStat также можно фильтровать статистику по датам, регионам, городам.
Корпорация Google дает больше подробностей. Предоставляемая ей статистическая информация выводится в графическом виде. На этих графиках видна конкуренция рекламодателей по конкретным запросам. Можно также посмотреть историю по ключевым словам и подробности об их стоимости, если они участвуют в системах контекстного рекламирования.
В Яндексе ими стали слова, имеющие отношение к соцсетям. Чуть менее популярными стали запросы, содержащие слово «порно».
Невзирая на общее сокращение количества ошибок и опечаток, допущенных интернет-пользователями за прошедшее время, по-прежнему пишутся безграмотно примерно 12 процентов всех запросов. Например, встречаются такие варианты, как «Одноклассники» с одной буквой «с» в-середине и «Русификатор» с двумя, «Агентство» без буквы «т», а также «шпаргалка» вместо «шпаргалка».