Оценка бизнеса (business valuation) 

В нашей стране такое направление, как оценка бизнеса, находится в зачаточном состоянии. Поэтому ученые и экономисты до сих пор не пришли к единому мнению о том, какое определение дать этому термину. Как показывает практическая сторона вопроса, именно в терминологии и кроется корень зла, из-за расшифровки термина нет взаимопонимания между двумя сторонами.

При подобных случаях есть только один верный способ найти точку соприкосновения — это применение стандартной терминологии. При таких обстоятельствах есть два варианта развития событий:

  • применение отечественных стандартов;
  • опора на опыт зарубежных коллег, специализирующихся на оценке бизнеса.

Скорее всего, больше всего стоит опираться на второй способ, потому что там мы потратим на дискуссию меньше времени и сможем разговаривать с иностранными специалистами на одном языке. К тому же отечественная терминология больше подходит для тех случаев, когда нужно оценивать имущественный комплекс, а не сам бизнес.

С точки зрения методики наиболее актуальным и всеобъемлющим является американский опыт, а именно стандарты BSV, разработанные сообществом оценщиков США. BSV делится на несколько категорий. С оценкой бизнеса связаны стандарты BSV-I. Они утверждены пару десятков лет назад и дополнены в начале 1990-х гг. Представляем основные термины из этого свода.

  • Оценка, или appraisal (англ.), представляет собой процедуру по определению цены.
  • Оценка бизнеса, или business valuation (англ.), представляет собой процедуру по определению цены компании.
  • Оценщик, или business appraiser (англ.) — это специалист с профильным образованием и квалификацией, имеющий право оценивать бизнес.
  • Стоимость оценки, или appraised value (англ.), представляет собой цену бизнеса, указанную в заключении специалиста.
  • Цена функционирующей компании, или going concern value (англ.), представляет собой денежное выражение стоимости работающего предприятия, а также сколько стоит доля держателя акций.
  • Балансовая стоимость, или book value (англ.), представляет собой цену предприятия, вычисленную на основе сведений из баланса. Для этого из общей стоимости имущества и активов вычли амортизацию, примененное в производстве сырье, износ. Разница между данным показателем и сложившейся на дату расчетов суммой обязательств и есть балансовая стоимость.
  • Реальная цена на рынке, или fair market value (англ.) — это стоимость, по которой одна сторона согласна купить, а другая — продать бизнес. При этом никто ни на кого не давит, обе стороны обладают объективными сведениями о состоянии предприятия.
  • Гудвилл, или «добрая репутация» компании (англ. — goodwill). Этот показатель относится к нематериальной стороне вопроса. Его цена — это сумма оценки престижа компании, его бренда, репутации, сложившихся отношений с клиентами, ассортимента продуктов, места расположения и пр. Данные показатели невозможно отразить в бухгалтерской отчетности, тем не менее они приносят настоящий доход организации.
  • Методология оценки стоимости, или appraisal approach (англ.), представляет собой используемый метод, в соответствии с которым определяется стоимость предприятия.
  • Способ оценки стоимости, или appraisal method (англ.), представляет собой инструментарий для вычисления цены компании. Он зависит от того, какой подход выбирается для процедуры оценки.

Процедура оценки стоимости, или appraisal procedure (англ.), представляет собой технические средства и способы, с помощью которых происходит поэтапная оценка бизнеса.


Возврат к списку