Бизнес, связанный с производством, имеет свои плюсы и минусы. Преимуществами являются: получение высоких доходов, возможность наращивать объемы, выходить на новые рынки, формировать сеть своих представителей и пр. Недостатком является риск того, что выпускаемая продукция может не найти своего потребителя (по ценовым или качественным характеристикам). Перед запуском бизнеса нужно проанализировать спрос, изучить конкурентов, рассчитать экономику будущего проекта.
Обязательно потратьте время на изучение рынка, на котором планируете работать, — посмотрите, кто и что уже продает, по какой цене и кому. Откройте справочник предприятий вашего города и посмотрите, какое количество компаний зарегистрировано в какой отрасли. Проведите небольшой опрос среди своих знакомых — узнайте, что они покупают, с какой регулярностью, и чего им не хватает для счастливой жизни. Оцените уровень дохода целевой аудитории — вряд ли в пригороде будут пользоваться высоким спросом элитные сыры или ювелирные украшения с бриллиантами. Анализируя идею производственного бизнеса, подумайте, кому вы сможете продавать свою продукцию в пределах своего региона и где будете закупать сырье и материалы для производства.Все, что связано с добычей и переработкой сырья, изготовлением товаров, которые затем будут реализованы конечному потребителю или предприятиям, можно отнести к производственному бизнесу. К этой сфере также относят услуги, которые обеспечивают нормальную работу промышленных предприятий.
Правильный выбор востребованной ниши, в которой вы сможете занять свою выгодную позицию, — это половина успеха дела. Почитайте форумы, где общаются предприниматели, проанализируйте рынок сбыта своего региона — что хорошо продается, а что нет? Что люди готовы покупать постоянно, даже при невысоком доходе?
В зависимости от региона и типа населенного пункта можно предложить следующие идеи для производственного бизнеса.
При выборе идеи для производственного бизнеса необходимо собрать информацию о рынке, на котором вы собираетесь работать. Нужно определить своих будущих покупателей, изучить конкурентов, рассчитать бизнес-план.
Сбор информации и предварительный анализ — это ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ процедура, которая поможет вам сэкономить свои деньги и нервы. Ведь при неправильном выборе отрасли (слишком много конкурентов, маленький спрос и пр.), низких продажах или низкой доходности (особенно если заемные средства взяты под процент) ваше производство может закрыться через полгода-год. Да, нужно начинать свое дело, но вначале необходимо все рассчитать!
Производство как бизнес связано с большими рисками — по сравнению, например, с оказанием услуг или перепродажей товаров. Чтобы снизить уровень этих рисков, нужно постоянно изучать рынок — конкурентов, потребителей, законодательство.
Производство — это благородное и прибыльное дело. Проведите аналитику, рассчитайте бизнес-план, найдите самые выгодные заемные средства (процент по которым будет гораздо ниже планируемой доходности), наймите профессионалов в выбранной сфере, ориентируйтесь на потребителя — и все у вас получится!
Тема пассивных инвестиций и распределение активов набирает обороты в России. Появляются специализированные сайты, посвященные этой теме. Переводятся книги на русский язык. Консультанты, как давно действующие, так и новые, рассказывают клиентам об этой теории и помогают им формировать портфели. Но возникает вопрос, а остается ли вообще место активным инвестициям, то есть формированию портфелей на основе выбора конкретных ценных бумаг. Скажем сразу, что нужно относиться положительно и к пассивным инвестициям, и к распределению активов. А также стоит применять теорию распределения активов в активных портфелях.
Предположим, у клиента брокерской компании есть активный портфель, но полностью он не должен состоять из акций. В него необходимо как минимум добавить облигации, чтобы было два класса активов. Почему? Потому что акции и облигации не полностью коррелированы, они могут двигаться в разных направлениях или двигаться одновременно, но с разной скоростью. То есть расти не одновременно: например, акции выросли на 10%, а облигации на 5%, или акции упали на 10%, а облигации упали на 1% либо вообще выросли. На таком движении вы можете зарабатывать дополнительные деньги при ребалансировке портфеля. И также вы снижаете риск портфеля, что тоже очень важно. То есть портфель у вас становится более устойчивым, он меньше проседает. Доля облигаций в портфеле может определяться возрастом инвестора. Например, инвестору 30 лет, и у него доля облигаций в портфеле 30%, а остальные 70% акции. Она также может быть динамической, то есть варьироваться в зависимости от процентных ставок от 25 до 75%. Есть разные подходы, тем не менее облигации в активном портфеле должны быть. Периодически вы должны производить ребалансировку портфеля. Вернемся к примеру, если акции подросли, то тогда они составляют уже 80% портфеля. Тогда их нужно продать и докупить облигации, и тем самым восстановить первоначальное соотношение активов в портфеле 70 на 30. За счет ребалансировки вы получаете дополнительный доход, то есть извлекаете выгоды от распределения активов в активных портфелях.
Теория пассивных инвестиций базируется на том предположении, что рынок эффективен, то есть все акции оценены справедливо. И невозможно долгосрочно извлекать прибыль на выборе конкретных акций, то есть на активных инвестициях. Поскольку акции справедливо оценены, то есть рынок справедливо оценен, и, значит, вы не сможете долгосрочно зарабатывать. Иными словами, когда вы пытаетесь выбрать, то все уже эффективно и справедливо оценено. Так ли это? Есть разные точки зрения, и ни одна из них научно не доказывает, эффективен ли рынок или нет. Несмотря на то, что и на той стороне есть доказательства, и на этой. Единогласного и утвержденного мнения нет. Правы и те и другие. Почему? Потому что рынок в каких-то ситуациях эффективен, а в каких-то нет. Некоторые рынки более эффективны, а некоторые нет. Давайте просмотрим на рынок США. На 2016 г. капитализация рынка составляла более 20 триллионов долларов, а капитализация рынка России на ММВБ — более 600 миллиардов. Как видно, разница громадна. Но эффективность рынка определяется даже не тем, что на рынке США больше акций или инвестиционных компаний и аналитиков, которые все время анализируют и ищут недооценку акций. Не этим, а тем, что там просто больше денег. В России, даже если акция оценена несправедливо, то есть она стоит дешевле, чем должна стоить по бизнесу, на рынке нет столько денег, чтобы поднять эту акцию на справедливые уровни. То есть на рынке наблюдается дефицит денег, а в США такого дефицита нет. И конечно же, рынок США более эффективен, чем рынок России. На рынке США трудно найти недооцененные акции, они есть, но их гораздо труднее найти, чем на рынке России. Поскольку денег много и они уже везде вложены, уже всё более или менее справедливо, а в России всё не так. Давайте рассмотрим примеры неэффективности на российском и на западном рынке. На российском рынке пример неэффективности — это «Мечел». В 2016 г. он стоил 61 рубль за акцию, а сейчас уже более 170 руб., что почти в три раза больше. В чем же заключалась неэффективность? Когда «Мечел» в 2016 г. стоил 60 руб. с лишним, то это была правильная и справедливая цена. Почему? Потому что у «Мечела» огромный долг, цены на уголь в 2016 г. были низкие. И ему не хватало даже на выплату процентов. И такая цена в 60 руб. была эффективной и справедливой тогда, но она не учитывала того, что цены на уголь изменятся. То есть на тот момент «Мечел» был эффективно оценен рынком, но рынок не всегда закладывает, так сказать, перспективы будущего. И когда цена угля повысилась, «Мечел» стал получать больше доходов, и цена акции выросла в три раза. И сейчас «Мечел» стоит эффективно и справедливо, как и в 2016 г.
Но инвестор, несмотря на то, что на данный момент цена эффективна, справедлива и соответствует положению эмитента, может предвидеть некоторые тенденции. Например, в циклических компаниях цены на сырьевые товары то поднимаются, то падают. И инвестор может в момент падения этих цен купить какую-то акцию и заработать на том, что цены на сырье вырастут и положение компании изменится. Это и есть пример неэффективности. Неэффективности есть и на американском рынке. Давайте посмотрим на Barrick Gold. Где-то в 2015 г. одна акция стоила порядка 6,5 доллара, сейчас стоит в три раза больше. Почему же акции стоили так дешево? В то время это было справедливо. Почему? Потому что в этот момент цена на золото была гораздо дешевле, чем сейчас. И цена на золото приближалась к себестоимости производства золота этой компанией. И компания испытывала убытки, можно сказать, была на грани банкротства. Но цена на золото поднялась, и компания стала получать большую прибыль. То есть эта цена 6,5 доллара в 2015 г. на акцию была справедливой. Потому что компания испытывала финансовые трудности по причине низких цен на золото. И сейчас она справедлива, потому что цены на золото выросли и компания уже в прибыли. Цена была справедливой и тогда, и сейчас. Но умный инвестор может прогнозировать, что цены на золото могут подняться, потому что есть сырьевой цикл, купить внизу этого цикла и, таким образом, заработать на неэффективности, то есть, на том, что рынок не всегда учитывает перспективы компании. То есть неэффективность есть, она связана как с количеством денег, которые обращаются на рынке, так и с недооценкой перспектив сырьевых циклов и развития других событий. Также давайте посмотрим теперь на недооценку рынка России. Сейчас для оценки рынка используют коэффициент CAPE. Он представляет собой коэффициент P/E (прибыль/доходы) за 10 лет. Сейчас CAPE США 28, а у России 5. Как видим, сейчас рынок США, можно сказать, переоценен, потому что исторически этот P/E у рынка США за 10 лет где-то 15–17. А у России всего 5, то есть она недооценена, и можно сделать следующий вывод: на недооцененном рынке больше ситуаций неэффективности, больше ситуаций, когда акции стоят дешевле, чем они должны стоить. То есть цена акций дешевле, чем их внутренняя стоимость. Таких ситуаций больше, поскольку на рынке обращается меньше денег. И если на таком рынке просто купить индекс, то во многих случая можно упустить отличные инвестиционные возможности.
Например, на рынке России вы купили индекс, но наложили санкции, и индекс, предположим, болтается в «боковике», и он может болтаться в нем очень долго. И в результате вы зарабатываете очень мало. Но конкретные акции, которые есть на российском рынке, могут существенно вырасти, хотя в целом он будет в «боковике», и вы эти возможности упустите. Рассмотрим еще такую ситуацию, почему на российском рынке большинство инвесторов предпочитают активные портфели. Когда вы инвестируете в индекс, то вы, по сути, очень ограничены. Иначе сказать, у клиента есть цель, например, получать поток пассивных доходов, то есть получить хороший и большой дивидендный доход, которого хватало бы ему на жизнь. У индекса ММВБ дивидендная доходность где-то 3,5–4%. В то же время, когда вы выбираете конкретные бумаги, то вы можете сформировать дивидендную доходность, которая выше уровня инфляции. То есть вы можете сформировать такой портфель, в котором будет 8% дивидендной доходности, а если вы купите просто индекс, то только 3,5%. Таким образом, если вы инвестируете в индекс, то вы не все цели свои можете сформировать. То есть вам важна в этом случае именно большая сумма, которая приходит на счет.
Исходя из изложенных факторов, на рынке США и на рынке России предпочтительно следующее распределение портфеля. На российском рынке стоит формировать активный портфель с целью дивидендного дохода или роста капитала. С расчетом на то, что наш рынок недооценен, на нем меньше денег и, таким образом, больше неэффективности. И тогда вы можете купить недооцененную акцию дешево, и она вырастет либо будет давать большие дивиденды по отношению к цене покупки. И таким образом, вы сможете работать лучше индекса ММВБ. Что касается рынка США, то предпочтительнее пассивные портфели. Почему? Потому что на рынке больше денег, на нем больше участников рынка, брокеров, аналитиков, и они всё это отслеживают. Там меньше неэффективности, меньше ситуаций, когда можно купить дешево недооцененную акцию. И в целом рынок США на сегодня уже сильно оценен.