Увидел свет обзор рынка ERP по результатам 2017 г. Его подготовило исследовательское предприятие Panorama Consulting, действующее в мировых масштабах. В опросе участвовали 342 респондента-предприятия. Исследование проводилось в течение года. Оно было начато в марте прошлого года и завершилось в феврале текущего, 2017 г. Отчет будет интересен и российским предприятиям, внедрившим или планирующим внедрить софт.
Больше всего программное обеспечение ERP востребовано среди предприятий, специализирующихся на дистрибьюции. Это купля-продажа продукции, ее распределение по торговым точкам и т. п. На второй позиции расположены предприятия-производители. Они также активно внедряют корпоративные системы информации.
Итоги анализа рынка гласят, что ERP внедряют самые разные предприятия. Уровень их годового дохода может составлять и меньше 50 млн долл. США, и намного больше. В среднем заказчики системы зарабатывают 450 млн долл. США.
Цель предприятия может быть самой различной. В процентном соотношении результаты опроса выглядят так:
Сотрудники Panorama Consulting сравнили результаты с прошлогодними данными и пришли к следующему выводу. На 8% больше стало компаний, которые с помощью программных решений желают повысить управляемость территориальных подразделений и филиалов. Кроме этого, на 7% меньше стало тех предприятий, которые решили обновить устаревшее программное обеспечение.
Меньше стало предприятий, которые предпочитали облачные технологии, — на 21%. Популярнее стал вариант развертывания SaaS. Подобных компаний стало на 10% больше. Есть и те, кто предпочитает локальный вариант установки софта. Их количество стало больше на 11%.
Вот из-за чего компании отказываются от облачной версии ERP:
Чаще всего после установки нужно дорабатывать программное обеспечение примерно на 15%. Такая ситуация наблюдается ежегодно. Лишь 12% предприятий, внедряющих ПО, обходятся без корректировок программы.
Следует отметить и положительную динамику: на 6% стало меньше организаций, когда нужно было вносить существенные изменения в программное предприятие, чтобы соответствовать целям и задачам предприятия.
Вернемся к исследованию и отметим, что выводы сделаны на его основе:
Если проанализировать результаты этого и предыдущего годов, то мы увидим, что стало больше компаний, которые рассчитывают на помощь специалистов при оснащении предприятия системами управления бизнес-процессами. В то же время заметно меньше фирм полагаются только на знания своих сотрудников при принятии решения о покупке того или иного софта.
В рассматриваемый период стало больше предприятий, которые готовы вложиться в закупку дорогостоящего программного обеспечения для оптимизации управления. Из общего количества опрошенных предприятий 84% при установке системы ERP начинают больше внимания уделять процессам управления внутри компании. В то же время оставшийся процент предприятий не задумывался об этих процессах либо недостаточно задумывался.
Предприятия закладывают больше средств на повышение эффективности управления бизнесом. Это подтверждают 93% опрошенных компаний.
Тех, кто внедрил на предприятии ERP и притом весьма успешно, стало больше на 13%. Есть и провальные проекты. Таких среди опрошенных стало больше на 19%.
Как отметили 74% опрошенных, они не уложились в предусмотренный объем средств. Оставшийся процент респондентов смог оснастить свое предприятие программным обеспечением по заложенной стоимости. В среднем компании потратили 1,3 млн долл. США на программу. Это почти в три раза меньше, чем годом ранее. Тогда данный показатель равнялся 3,8 млн долл. США. Если взять в целом, то организации расходуют до 3,6% годовых доходов на установку ERP.
Чаще всего (на это указали 23% респондентов) компании сталкиваются с тем, что технические и организационные расходы оказываются выше, чем ожидалось. 22% предприятиям требуются новые технологии, а еще 20% впоследствии расширяют область внедрения софта.
Больше половины предприятий не укладываются в предварительные сроки установки ПО ERP. В среднем на его установку нужно почти полтора года. Тем не менее это на 20% меньше по сравнению с прошлогодними значениями.
1/5 часть респондентов связывают это с масштабированием ПО, а 16% — с проблемами при настройке программы.
Почти половина респондентов ощущают заметный результат в течение полугода после запуска системы. На 13% меньше стало предприятий, которые ждали результата от новой программы два года.
Согласно мнению 13% предприятий, на качественно иной уровень выходит обмен информацией между структурными подразделениями, а также филиалами. Повышается доступность корпоративного контента, отмечают 12% компаний. Еще столько же организаций, внедривших ERP, преимуществом программы считают ее продуктивность и эффективную работу.
Если сравнить с результатами прошлогоднего отчета, то на 11% стало меньше организаций, которые не смогли получить обратно вложенные средства.
Более половины организаций, когда переходят на новую систему, испытывают проблемы с операционными программами. При этом 68% предприятиям нужно меньше месяца, чтобы привыкнуть к изменившимся условиям ведения бизнеса. На 13% также снизилось количество сбоев при совершении операций, которое длилось больше квартала.
Как показывает исследовательская работа Panorama Consulting, установка ERP эффективна на долгосрочный период. Именно тогда заметна результативность работы системы в виде экономии средств и временных ресурсов. Нужен лишь грамотный подход к бизнес-процессу, а именно: