Чрезвычайный налог представляет собой обязательный платеж с граждан или юридических лиц, который взимается при возникновении особых ситуаций. К ним относятся ведение военных действий, стихийные бедствия, политические перевороты.
Большое распространение чрезвычайные налоги получили в период Первой и Второй мировых войн. Чтобы собрать финансовые средства на ведение боевых действий государства значительно увеличивали ставки прямых и косвенных обязательных платежей, а также взимали чрезвычайные налоги.
Плательщиками чрезвычайных налогов во время боевых действий были граждане государства, которые не принимали участие в боях. В Российской Федерации этот вид налога был введен впервые в конце XIX века не во время военных действий. Он действовал на территории Кавказа для мусульман, которые не шли служить в армию по идейным и религиозным соображениям.
Еще одна задача чрезвычайных налогов — изъятие капитала у его владельцев после политических переворотов. Например, в России таким способом были изъяты средства после Октябрьской Революции. В 1918 году был введен единоразовый платеж в размере 10 млрд рублей, который уплачивался в дополнение к традиционной системе налогообложения. Таким образом Советское государство собирало деньги для решения неотложных нужд.
При распределении этого налога по плательщикам может применяться неравномерная налоговая ставка. Например, упомянутый выше платеж распределялся по территории страны и плательщикам таким образом, чтобы большую его часть уплачивали богатые горожане и крестьяне. Бедные люди по всей стране получали полное освобождение от налогов, средний класс платил по минимальной ставке.
Платежи, связанные с семейным положением плательщиков. Например, в СССР в период военных действий вводились дополнительные налоги, которые взимались с холостяков или бездетных семей. Тем самым собирались средства, которые затем использовались для содержания сирот, оставшихся после родителей во время войны.