Переход к ИП от самозанятого

Массовый переход самозанятых к статусу ИП на маркетплесах привлек внимание ИД «Коммерсант». Эксперты КСК Групп разбирались в организационных и юридических последствиях перехода к статусу индивидуальный предприниматель (ИП).

“Изначальный замысел государства при создании налогового режима на профессиональный доход (самозанятые) предполагал выведение «из тени» индивидуальных тружеников и не предполагал широкое использование для торговли на маркетплейсах с существенными доходами. Многие самозанятые в прошлом году достигли предела выручки, предусмотренного с п. 8 ч. 2 ст. 4 Закона № 422-ФЗ в сумме 2,4 млн.руб., и вынуждены для сохранения бизнеса менять налоговый режим на ИП. ”

поясняет директор практики организационного развития КСК, к.ю.н. Михаил Меркулов

Статус ИП дает бывшему самозанятому преимущества для масштабирования бизнеса: нанимать официально сотрудников и повысить объем выручки почти в 100 раз (до 265 млн.руб).

Процедура регистрация ИП сейчас полностью автоматизирована со стороны государства и банков. Занимает в среднем 3 рабочих дня. Юридический этап создания ИП максимально примитивизирован и оцифрован.

После регистрации ИП у бывшего самозанятого возникают новые обязанности:

  • ведения и подачи регулярной налоговой отчетности
  • регистрации и постановки на налоговый учет онлайн-кассы
  • уплата страховых взносов

В зависимости от выбранного налогового режима вырастают и налоговые ставки: 6% по методу «доходы» и 15% «доходы минус расходы». При превышении доходов 199 млн. и/или численности персонала 130 чел. налоговые ставки будут еще выше: 8% по методу «доходы» и 20% «доходы минус расходы». Рост масштаба бизнеса неизбежно приводит к росту затрат на администрирование.

Юридическая ответственность перед третьими лицами у самозанятых и ИП идентична. Они отвечают всем имеющимся имуществом. Однако оснований для наложения административных штрафов у ИП гораздо больше:

  • за неполноту и своевременность страховых взносов, за неприменение кассового аппарата
  • за несвоевременную сдачу отчетности
  • за неправильный расчет таможенных платежей
  • за нарушение миграционного законодательства (если есть иностранные работники)
  • и многие другие

Наиболее трудоемким этапом для бывшего самозанятого является не процедура регистрация ИП, а адаптация к новым правилам работы: регистрация и использование кассы, ведение налоговой отчетности, хранение первичных документов, подключение электронного документооборота (ЭДО), использование печати, обновление данных на маркетплейсе и у контрагентов-поставщиков, информирование потребителей, изменение условий договоров-оферты и сопроводительных документов на товары.

Маркетплейсы создают массу новых рыночных феноменов, требующих от законодателей новых подходов (налоговые режимы, трудовые отношения с самозанятыми, ответственность маркетплейсов, профсоюзы поставщиков и т.п.)

Скорость адаптации бизнес-процессов к статусу ИП зависит от личных качеств предпринимателя (образование, опыт, скорость найма первичного административного персонала). Имея навык делегирования и минимальную команду выход селлеров на маркетплейсы не замедлится.

Неопытным селлерам, впервые осваивающим статус ИП, лучше предусмотреть некоторые затраты на консультации с юристом и бухгалтером. Обычно, консультация дешевле.

Взято из источника: Коммерсант


Возврат к списку

Популярные статьи

МСФО (международные стандарты финансовой отчетности)

Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) – это свод правил, по которым оформляются документы с результатами деятельности предприятия

Виды аудиторских и сопутствующих услуг

Аудиторская организация изучает и оценивает документацию фирмы, выявляет нарушения и пробелы, при необходимости определяет пути решения сложных ситуаций.

Аутсорсинг финансовой службы

На рынке давно себя зарекомендовала успешная практика передачи на аутсорсинг ведения бухгалтерского учета.