Российская организация может быть признана субъектом малого или среднего предпринимательства, если ее участники – иностранные организации по критериям дохода и численности соответствуют малым или средним предприятиями по российскому законодательству, даже если доля участия иностранных организаций в российской организации превышает 49%. Для подтверждения (получения) статуса малого или среднего предприятия российской организацией сведения о выполнении критериев в отношении ее иностранных участников могут быть предоставлены в ФНС России аудиторской организацией в период с 1 по 5 числа каждого месяца.
Важное условие – постоянное местонахождение иностранной организации не должно входить в перечень офшорных зон. С 01.07.2023 вступает в силу новый Перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорных зон), утвержденный Приказом Минфина России от 05.06.2023 N 86н. Он более чем в 2 раза объемнее, чем действовавший ранее.
Пониженные тарифы страховых взносов, предусмотренные для субъектов малого и среднего предпринимательства, можно начать применять только с момента внесения сведений об организации в реестр малых и средних предприятий.
Субъектами малого и среднего предпринимательства являются организации, соответствующие критериям, установленным ст. 4 Федерального закона N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (реестр МСП) (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ).
Российская организация относится к субъектам малого или среднего предпринимательства, если соответствует следующим условиям (пп. "а" п. 1, п. п. 2, 3 ч. 1.1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 N 265):
Иными словами, доля участия иностранных организаций, у которых за предшествующий год доход не превышает 2 млрд. руб., а среднесписочная численность - 250 чел., не учитывается при расчете 49%-ного ограничения. Например, если в капитале организации участвует иностранная организация и ее доля участия превышает 49%, то необходимо сравнить ее доход и среднесписочную численность за прошлый год с предельными величинами (2 млрд руб. и 250 чел.). Если показатели иностранной организации меньше предельных величин, то российская организация является малым или средним предприятием (при выполнении всех остальных условий).
Правило не действует, если государство постоянного местонахождения иностранных участников включено в перечень офшорных зон, утвержденный Минфином России (пп. "а" п. 1 ч. 1.1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ).
В целях ведения реестра МСП аудиторские организации должны сопоставить данные, содержащиеся в отчетности за прошлый год, представленной иностранной организацией в налоговый орган страны, где учреждена эта иностранная организация, с российскими критериями отнесения организаций к малым или средним предприятиям. По результатам аудиторская организация формирует перечень российских ООО, иностранные участники которых по состоянию на 1 января текущего года по доходу и среднесписочной численности соответствуют этим критериям, и в период с 1 по 5 июля текущего года передает его в ФНС России (п. 1 ч. 6.2 ст. 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ).
Обратите внимание:
Если сведения об ООО по каким-либо причинам не будут переданы в период с 1 по 5 июля, то аудиторская организация вправе сделать это в период с 1 по 5 число любого другого месяца (ч. 7.1 ст. 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ, Информационное сообщение Минфина России от 29.10.2020 N ИС-аудит-35). При этом надо понимать, что налоговый орган, не получив эти сведения в период с 1 по 5 июля текущего года, исключит ООО из реестра 10 июля, а получив сведения, восстановит организацию в реестре МСП с 10 числа месяца, в котором аудиторская организация подаст сведения (при выполнении иных условий для отнесения к МСП) (п. п. 5, 5.1 ч. 5 ст. 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ).
Однако поскольку в Законе N 209-ФЗ есть требование о предоставлении для сопоставления отчетности за прошлый год, а также необходимость проверки соответствия иностранного участника критериям по состоянию на 1 января текущего года (пп. «а» п. 1 ч. 1.1 ст. 4, п. 1 ч. 6.2 ст. 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ), то можно прогнозировать сложности с включением в реестр «опоздавших» российских организаций в первые месяцы года. Ведь в этот период по вполне понятным причинам российская организация еще не может предоставить отчетность иностранного участника за прошлый год.
Процедура ведения реестра в отношении ООО с иностранным участием происходит в следующем порядке (Информационное сообщение Минфина России от 15.01.2019 N ИС-аудит-26):
В случае превышения предельных величин дохода и среднесписочной численности изменение категории субъекта МСП возможно только при условии, что превышение наблюдается в течение 3 лет подряд (ч. 4 ст. 4 от 24.07.2007 Федерального закона N 209-ФЗ).
Вопрос определения момента, с которым связана утрата статуса МСП, является спорным.
Существуют официальные разъяснения, что исключение из реестра на основании ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ также возможно только при условии, что превышение наблюдается в течение 3 лет подряд (Письма Минэкономразвития от 11.04.2016 N Д28и-913 (п. 1), от 10.09.2015 N Д05и-1163).
Однако наиболее поздние разъяснения ФНС России свидетельствуют о том, что ведомство считает достаточным 1-го года превышения предельных величин дохода и/или среднесписочной численности для утраты статуса МСП (см. Письмо ФНС России от 22.05.2020 N СД-4-3/8479@).
Предельная величина дохода для отнесения к субъектам малого и среднего бизнеса – 2 млрд руб., которая установлена Постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 N 265.
Согласно п. 1 данного Постановления, предельные значения дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, определяются в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах, суммируемого по всем осуществляемым видам деятельности и применяемого по всем налоговым режимам.
В соответствии со ст. 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая для организаций в соответствии с гл. 25 НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 248 НК РФ к доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы. Доходы от реализации определяются в порядке, установленном ст. 249 НК РФ, а внереализационные доходы - в порядке, установленном ст. 250 НК РФ. Из суммы доходов исключаются суммы налогов, предъявленные поставщиком покупателю.
Организации, применяющие УСН, в соответствии со ст. 346.15 НК РФ также учитывают в составе доходов доходы от реализации и внереализационные доходы, определение которым дано в ст. 248 НК РФ.
Таким образом, для подтверждения предельного размера дохода следует ориентироваться на налоговые декларации за соответствующий период.
Аналогичные выводы следуют из Писем Минфина России от 06.04.2021 N 03-03-07/25152, от 30.01.2018 N 03-11-06/2/4870.
Специальных указаний на способ пересчета в данной ситуации нет. По аналогии можно воспользоваться методом, предусмотренным п. 2 ст. 309.1 НК РФ для пересчета прибыли иностранных контролируемых компаний. Пересчет в рубли производится с применением среднего курса иностранной валюты к рублю, устанавливаемого Банком России, определяемого за период, за который в соответствии с личным законом такой компании составляется финансовая отчетность за финансовый год.
Для плательщиков страховых взносов, признаваемых субъектами малого или среднего предпринимательства, применяются пониженные тарифы страховых взносов Совокупный тариф составляет 15% (вместо 30%) для выплат в пользу физических лиц, превышающих МРОТ на начало расчетного периода. Величина МРОТ в 2023 г. равна 16 242 руб. (пп. 17 п. 1, п. 2.1 ст. 427 НК РФ, ст. 1 Федерального закона от 19.12.2022 N 522-ФЗ).
Плательщики страховых взносов начинают применять пониженные тарифы страховых взносов с 1-го числа месяца, в котором сведения о них внесены в реестр МСП; а заканчивают - с 1-го числа месяца, в котором сведения о них были исключены из реестра МСП (Письма Минфина России от 29.05.2023 N 03-15-06/48898, от 08.12.2022 N 03-15-05/120508, от 20.01.2022 N 03-15-05/2932, от 03.06.2021 N 03-15-06/43307, от 07.04.2021 N 03-15-06/25772).
Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) – это свод правил, по которым оформляются документы с результатами деятельности предприятия
Аудиторская организация изучает и оценивает документацию фирмы, выявляет нарушения и пробелы, при необходимости определяет пути решения сложных ситуаций.
На рынке давно себя зарекомендовала успешная практика передачи на аутсорсинг ведения бухгалтерского учета.