Как преобразовать ООО в АО? Каковы налоговые последствия преобразования?
Как принять решение о преобразовании
Для преобразования ООО в АО необходимо принять решение общего собрания участников о такой реорганизации (п. 2 ст. 56 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью"). Решение должно быть принято единогласно всеми участниками общества (п. 8 ст. 37 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью").
Решение о реорганизации в форме преобразования нужно оформить протоколом, включающим следующие вопросы (п. 2 ст. 56 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", п. 3 ст. 181.2 ГК РФ):
Какие документы нужно подготовить для преобразования
Для преобразования ООО в АО к моменту проведения общего собрания нужно подготовить проект устава АО – его должны утвердить участники общества.
Для целей бухгалтерского учета при реорганизации в форме преобразования необходимо провести инвентаризацию, по ее результатам составить инвентаризационные описи или акты (ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н).
Передаточный акт при преобразовании составлять не нужно - права и обязанности реорганизованного общества в отношении других лиц не изменяются. Представлять передаточный акт в регистрирующий орган не потребуется (п. 5 ст. 58 ГК РФ, Письмо ФНС России от 14.03.2016 N ГД-4-14/4182@).
Как уведомить о преобразовании регистрирующий орган и внести сведения в реестры
В течение 3 рабочих дней после принятия решения о реорганизации нужно уведомить о ней регистрирующий орган. Форма уведомления N Р12003 утверждена Приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@. Уведомление подается вместе с решением о преобразовании (п. 1 ст. 13.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
Подробная инструкция по заполнению уведомления содержится в разд. IV Приложения № 20 к Приказу ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@. Для подготовки документа можно воспользоваться программой, размещенной по адресу: https://www.nalog.ru/rn77/program/5961277/.
На основании уведомления регистрирующий орган внесет запись в ЕГРЮЛ о начале процедуры реорганизации.
Кредиторов уведомлять не нужно, поскольку к отношениям, возникающим при реорганизации в форме преобразования, положение п. 1 ст. 60 ГК РФ об обязанности юрлица опубликовать в СМИ уведомление о своей реорганизации не применяется (п. 5 ст. 58 ГК РФ).
Помимо уведомления регистрирующего органа о принятом ООО решении о реорганизации в форме преобразования ООО обязано в течение 3 рабочих дней с момента принятия решения подать в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц (ЕФРСФДЮЛ) уведомление о реорганизации (п. п. 8, 9 ст. 7.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
В нем необходимо указать сведения о реорганизуемом и создаваемом в результате реорганизации обществах, о форме реорганизации (пп. "н.6" п. 7 ст. 7.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
Что нужно сделать до подачи документов на регистрацию преобразования
После внесения в ЕГРЮЛ записи о начале реорганизации и до подачи документов на регистрацию нужно:
Выпуск акций нужно зарегистрировать путем подачи заявления и документов (п. 2 ст. 20, п. 2 ст. 27.5-5 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", п. п. 5.2, 49.5 Положения Банка России о стандартах эмиссии от 11.08.2014 N 428-П).
Обратите внимание: на госрегистрацию в Минюст России направлено Положение Банка России о стандартах эмиссии от 19.12.2019 N 706-П. Банк России разъяснил порядок применения этого документа и некоторые аспекты проведения эмиссии до вступления его в силу. В частности, если документы, подготовленные в соответствии с Федеральным законом от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", поступили в регистрирующий орган после 01.01.2020, но до вступления в силу нового Положения и вопрос законом не урегулирован, то можно руководствоваться Положением о стандартах эмиссии от 11.08.2014 N 428-П (п. 9 Информационного письма Банка России от 25.12.2019 N ИН-06-28/100).
Для этого необходимо:
- заявление на государственную регистрацию выпуска ценных бумаг по форме, приведенной в Приложении № 3 к Положению Банка России о стандартах эмиссии от 11.08.2014 N 428-П;
- копия устава реорганизуемого ООО;
- копия устава создаваемого АО;
- копия протокола (выписка из протокола) общего собрания участников общества, которым принято решение о реорганизации;
- копия протокола (выписка из протокола) общего собрания участников, на котором утверждено решение о выпуске акций;
- документ об оплате госпошлины;
- опись поданных документов по форме, приведенной в Приложении № 9 к Положению Банка России о стандартах эмиссии от 11.08.2014 N 428-П.
Если в течение одного года с даты госрегистрации выпуска ценных бумаг госрегистрация эмитента не осуществлена, решение о регистрации такого выпуска аннулируется (п. 3 ст. 27.5-5 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг").
Регистратор (реестродержатель) АО, создаваемого в результате преобразования, размещает акции только после того, как получит документ, подтверждающий госрегистрацию в качестве юрлица (п. 4.1 ст. 27.5-5 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг").
Как зарегистрировать реорганизацию в форме преобразования
Документы на госрегистрацию можно подать в регистрирующий орган только через три месяца после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации ООО (п. 4 ст. 57, п. 1 ст. 60.1 ГК РФ).
Документы, которые представляются для регистрации реорганизации в форме преобразования ООО в АО (п. 1 ст. 14 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"):
Что должно сделать АО после госрегистрации реорганизации
После госрегистрации реорганизации АО необходимо зарегистрировать отчет об итогах выпуска ценных бумаг и заключить договор с регистратором (п. 3 ст. 27.5-5 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", п. 2 ст. 149 ГК РФ).
Чтобы зарегистрировать отчет об итогах выпуска, в течение 30 дней после завершения размещения акций подают документы в департамент корпоративных отношений Банка России или его территориальное учреждение (п. п. 8.1, 11.1.1 Положения Банка России о стандартах эмиссии от 11.08.2014 N 428-П, п. 1 ст. 25 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг").
Для этого нужно:
- заявление на государственную регистрацию отчета об итогах выпуска ценных бумаг по форме, установленной в Приложении № 21 к Положению Банка России о стандартах эмиссии от 11.08.2014 N 428-П;
- копию (выписку из) приказа лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа, или совета директоров (наблюдательного совета), которым утвержден отчет об итогах выпуска ценных бумаг;
- лист записи ЕГРЮЛ по форме N Р50007 (п. 51.1 Положения Банка России о стандартах эмиссии от 11.08.2014 N 428-П);
- копию устава АО (п. 51.1 Положения Банка России о стандартах эмиссии от 11.08.2014 N 428-П);
- документ об оплате госпошлины;
- опись поданных документов по форме, утвержденной в Приложении №9 к Положению Банка России о стандартах эмиссии от 11.08.2014 N 428-П.
Какие налоговые последствия повлечет реорганизация в форме преобразования
В целом реорганизация в форме преобразования не влечет налоговых последствий (Письмо Минфина России от 20.07.2017 N 03-07-11/46162):
По мнению Минфина и ФНС России, для возникшей в результате преобразования организации предельную величину следует определять заново со дня ее госрегистрации – накопленная база правопреемнику не передается (Письма Минфина России от 08.02.2018 N 03-15-06/7435, от 06.09.2018 N 03-15-07/63877, от 27.06.2018 N 03-15-06/44163, ФНС России от 05.06.2018 N БС-4-11/10843@). С практической точки зрения это означает, что сумма начисляемых страховых взносов после реорганизации будет больше, чем до нее.
Суды по этому вопросу придерживаются иной позиции: поскольку трудовые отношения с работниками при преобразовании не расторгаются (ст. 75 ТК РФ), то расчетный период должен определяться с учетом работы в реорганизованной организации, а база для начисления страховых взносов – с начала календарного года нарастающим итогом (см. Определения Верховного Суда РФ от 23.08.2018 N 309КГ18-12020, от 08.08.2016 N 303-КГ16-9237, от 14.01.2016 N 304-КГ15-18065 от 26.05.2016 N 305-КГ16-4870).
Поэтому по вопросу начисления страховых взносов после реорганизации плательщику следует самостоятельно принять решение с учетом того, готов ли он отстаивать свою позицию в суде.
Практикующий эксперт в области МСФО, финансов и аудита с 1997 года. Выпускница Финансового университета при Правительстве РФ. Имеет опыт подготовки и аудита отчетности по МСФО крупнейших российских компаний, в том числе топ-400 (ТК ТВЭЛ, АО «Росгеология», АО «АРМАДА» и др.), и компаний среднего бизнеса (ГК «Русгазинжиниринг», ГК «Плакарт» и т. д.). Квалификация подтверждена сертификатом АССА (Advanced Diploma), единым аттестатом аудитора. Автор многочисленных статей по МСФО в крупнейших изданиях («МСФО на практике», «Корпоративная финансовая отчетность»).