К1 (налоговый резидент РФ) планирует заключить сделки:
Список конечных заказчиков (может быть увеличен):
Передачи оборудования в РФ/пересечения границы РФ не предполагается.
Вопрос:
Какие еще налоговые нюансы нам нужно учесть при оценке схемы?
По вопросу 1 сообщаем следующее
Приобретение оборудования в Европе не создает постоянного представительства в стране, где приобреталось оборудование. Предлагаемая клиентом так называемая трехсторонняя торговля - это обычная сделка в бизнесе. Поэтому К1 не несет ответственности за уплату налога на доходы в Чехии и не обязано создавать представительство.
По вопросу 2 сообщаем следующее
Основным источником нормативно-правового регулирования порядка исчисления и уплаты НДС в ЕС является Директива Совета Европейского Союза 2006/112/EC от 28.11.2006 «Об общей системе Налога на добавленную стоимость».
Директива выделяет 4 типа налогооблагаемых операций:
Если товары не транспортируются и не пересылаются, то местом поставки считается место нахождения товара в момент поставки;
Если товары транспортируются или пересылаются, то местом поставки считается место нахождения товара в момент начала транспортировки или пересылки.
Местом приобретения товаров внутри ЕС считается место, где завершена отправка или транспортировка товаров приобретающему их лицу.
по общему правилу местом оказания услуг признается место регистрации и постоянного нахождения поставщика услуг.
местом импортирования товаров является Государство-член, в пределах территории которого товары расположены в момент поступления на территорию ЕС.
Экспорт товаров освобождается от налога в отношении поставки товаров, которые отправляются или транспортируются из Чешской Республики в третью страну. Однако, для целей освобождения от налога, Компании А потребуется доказать факт выезда товаров с территории Чехии и Европейского Союза.
В рассматриваемой ситуации, перемещение товара происходит в пределах территории ЕС. Соответственно, так как факт въезда товара на территорию третьей страны доказан быть не может, данная операция будет облагаться НДС по базовой ставке 21%.
Вывод юриста компании верен: НДС будет включен в стоимость поставляемого оборудования и уплачен в бюджет Чешской Республики.
При условии получения К1 номера НДС одной из стран ЕС, при предоставлении соответствующего номера, поставка товаров из Чехии в другое государство-член ЕС, будет освобождена от налогообложения с правом вычета налога.
Россия признается местом реализации товаров для целей НДС только в двух случаях если товар находится на территории РФ, не отгружается и не транспортируется с ее территории или если в момент начала отгрузки и транспортировки находится в РФ.
В изложенной ситуации у К1 не возникает обязанности по начислению и уплате НДС в российский бюджет, так как реализация товаров происходит за пределами территории РФ (ст. 147 НК РФ)
НДС не взимается при экспорте товаров в страны за пределами ЕС.
В этих случаях НДС взимается и подлежит уплате в стране импорта. При экспорте товаров необходимо предоставить документацию, подтверждающую, что товары были транспортированы за пределы ЕС.
По вопросу 3 сообщаем следующее
К1 не нужно будет регистрироваться в стране, где происходит продажа, и платить там налог на прибыль. К1 будет учитывать свою прибыль только в Российской Федерации.
Это основано на Соглашениях об избежании двойного налогообложения со странами Германия, Нидерланды
По вопросу 4 сообщаем следующее
Валютный контроль - это меры для обеспечения соблюдения валютного законодательства при совершении валютных операций. Использование иностранной валюты или валюты РФ в качестве средства платежа между нерезидентами и резидентами относится к числу валютных операций (пп. «б» п. 9 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле").
Поэтому при осуществлении платежей по всем вышеуказанным договорам необходимо будет предоставлять в банк документы и (или) сведения, предусмотренные Инструкцией Банка России от 16.08.2017 N 181-И (код группы валютных операций – 12). Однако на учет уполномоченным банком указанные договора поставлены не будут, как не имеющие отношение к ввозу / вывозу товаров на территорию (с территории) РФ (п. п. 4.1, 4.2, 5.1 Инструкции Банка России от 16.08.2017 N 181-И). Что касается репатриации валютной выручки, то она предусмотрена для внешнеторговых сделок (ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"). Внешнеторговыми сделками по продаже товаров являются сделки, предусматривающие импорт и (или) экспорт товаров - ввоз и (или) вывоз на территорию (с территории) Таможенного союза (п. п. 4, 7 ст. 2 Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", п. 1 ст. 134, п. 1 ст. 139 ТК ЕАЭС).
Поэтому требование ст. 19 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ не распространяется на резидентов, заключивших договоры, результатом выполнения которых не является ввоз на таможенную территорию либо вывоз товара с таможенной территории (Письмо ФТС РФ от 10.01.2008 N 01-11/217).
Кроме того, требование о репатриации выручки с 2020 г. отменено при экспорте несырьевых товаров (п. 2 ч. 4 ст. 2 Федерального закона от 02.08.2019 N 265-ФЗ).
Таким образом, требование о репатриации валютной выручки не распространяется на договора, которые планирует заключить организация.
Практикующий эксперт в области МСФО, финансов и аудита с 1997 года. Выпускница Финансового университета при Правительстве РФ. Имеет опыт подготовки и аудита отчетности по МСФО крупнейших российских компаний, в том числе топ-400 (ТК ТВЭЛ, АО «Росгеология», АО «АРМАДА» и др.), и компаний среднего бизнеса (ГК «Русгазинжиниринг», ГК «Плакарт» и т. д.). Квалификация подтверждена сертификатом АССА (Advanced Diploma), единым аттестатом аудитора. Автор многочисленных статей по МСФО в крупнейших изданиях («МСФО на практике», «Корпоративная финансовая отчетность»).