Консультация по экспорту и порядке исчисления, уплаты НДС в ЕС

Описание ситуации:

К1 (налоговый резидент РФ) планирует заключить сделки:

  • договор поставки оборудования с компанией А - резидентом ЕС, страна регистрации – Чешская Республика, где К1– покупатель, компания А – поставщик; на условиях делегирования поставщику доставки оборудования конечному заказчику; не агентская схема;
  • договоры поставки оборудования конечным заказчикам, где К1 – продавец, заказчики – покупатели, при этом доставка оборудования на склад заказчикам осуществляется компанией А.

Список конечных заказчиков (может быть увеличен):

  • компания B (Нидерланды) – поставка оборудования внутри ЕС, без пересечения границ/таможни;
  • компания С (Германия) – поставка оборудования внутри ЕС, без пересечения границ/таможни;
  • компания D (Таджикистан) – с пересечением границ/прохождением таможни (CIP).

Передачи оборудования в РФ/пересечения границы РФ не предполагается.

Вопрос:

  1. При покупке оборудования на территории ЕС/Чехия от К1 не потребуется постановка на налоговый учет в ЕС/Чехии; деятельность К1 по покупке оборудования не приведет к созданию постоянного представительства К1 в Чехии/ЕС; не возникнет никаких дополнительных налогов К1 (как налогового агента) на территории Чехии; ориентировочно цена оборудования превышает 500 тыс. долл.США;
  2. При покупке оборудования на территории ЕС/Чехия НДС 21% будет включен в цену оборудования и уплачен поставщиком компанией А как налоговым агентом; при этом при дальнейшей реализации оборудования на территории ЕС К1 не будет вправе перевыставлять «европейский» НДС, соответственно, конечный заказчик будет лишен права возмещения НДС в ЕС;
  3. При продаже оборудования на территории ЕС/Германия/Чехия от К1 не потребуется постановка на налоговый учет в ЕС/Германии/Чехии; деятельность К1 по продаже оборудования не приведет к созданию постоянного представительства К1 в Чехии/Германии/ЕС; и налог на прибыль будет уплачен К1 только в РФ в полном объеме;
  4. Все вышеуказанные контракты не будут поставлены на учет в рамках валютного регулирования/контроля, как не имеющие отношения к импорту/экспорту в РФ, но к сделкам будут применяться нормы закона о валютном контроле в части репатриации валютной выручки.

Какие еще налоговые нюансы нам нужно учесть при оценке схемы?

В ответ на Ваш запрос:

По вопросу 1 сообщаем следующее

Приобретение оборудования в Европе не создает постоянного представительства в стране, где приобреталось оборудование. Предлагаемая клиентом так называемая трехсторонняя торговля - это обычная сделка в бизнесе. Поэтому К1 не несет ответственности за уплату налога на доходы в Чехии и не обязано создавать представительство.

По вопросу 2 сообщаем следующее

Основным источником нормативно-правового регулирования порядка исчисления и уплаты НДС в ЕС является Директива Совета Европейского Союза 2006/112/EC от 28.11.2006 «Об общей системе Налога на добавленную стоимость».

Директива выделяет 4 типа налогооблагаемых операций:

  1. поставка товаров в пределах одной страны (domestic supply of goods);
  2. Если товары не транспортируются и не пересылаются, то местом поставки считается место нахождения товара в момент поставки;

    Если товары транспортируются или пересылаются, то местом поставки считается место нахождения товара в момент начала транспортировки или пересылки.

  3. приобретение товаров в пределах ЕС (intra-Community acquisition of goods);
  4. Местом приобретения товаров внутри ЕС считается место, где завершена отправка или транспортировка товаров приобретающему их лицу.

  5. оказание услуг (supply of services);
  6. по общему правилу местом оказания услуг признается место регистрации и постоянного нахождения поставщика услуг.

  7. импорт товаров (importation of goods).
  8. местом импортирования товаров является Государство-член, в пределах территории которого товары расположены в момент поступления на территорию ЕС.

Экспорт товаров освобождается от налога в отношении поставки товаров, которые отправляются или транспортируются из Чешской Республики в третью страну. Однако, для целей освобождения от налога, Компании А потребуется доказать факт выезда товаров с территории Чехии и Европейского Союза.

В рассматриваемой ситуации, перемещение товара происходит в пределах территории ЕС. Соответственно, так как факт въезда товара на территорию третьей страны доказан быть не может, данная операция будет облагаться НДС по базовой ставке 21%.

Вывод юриста компании верен: НДС будет включен в стоимость поставляемого оборудования и уплачен в бюджет Чешской Республики.

При условии получения К1 номера НДС одной из стран ЕС, при предоставлении соответствующего номера, поставка товаров из Чехии в другое государство-член ЕС, будет освобождена от налогообложения с правом вычета налога.

Россия признается местом реализации товаров для целей НДС только в двух случаях если товар находится на территории РФ, не отгружается и не транспортируется с ее территории или если в момент начала отгрузки и транспортировки находится в РФ.

В изложенной ситуации у К1 не возникает обязанности по начислению и уплате НДС в российский бюджет, так как реализация товаров происходит за пределами территории РФ (ст. 147 НК РФ)

НДС не взимается при экспорте товаров в страны за пределами ЕС.

В этих случаях НДС взимается и подлежит уплате в стране импорта. При экспорте товаров необходимо предоставить документацию, подтверждающую, что товары были транспортированы за пределы ЕС.

По вопросу 3 сообщаем следующее

К1 не нужно будет регистрироваться в стране, где происходит продажа, и платить там налог на прибыль. К1 будет учитывать свою прибыль только в Российской Федерации.

Это основано на Соглашениях об избежании двойного налогообложения со странами Германия, Нидерланды

По вопросу 4 сообщаем следующее

Валютный контроль - это меры для обеспечения соблюдения валютного законодательства при совершении валютных операций. Использование иностранной валюты или валюты РФ в качестве средства платежа между нерезидентами и резидентами относится к числу валютных операций (пп. «б» п. 9 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле").

Поэтому при осуществлении платежей по всем вышеуказанным договорам необходимо будет предоставлять в банк документы и (или) сведения, предусмотренные Инструкцией Банка России от 16.08.2017 N 181-И (код группы валютных операций – 12). Однако на учет уполномоченным банком указанные договора поставлены не будут, как не имеющие отношение к ввозу / вывозу товаров на территорию (с территории) РФ (п. п. 4.1, 4.2, 5.1 Инструкции Банка России от 16.08.2017 N 181-И). Что касается репатриации валютной выручки, то она предусмотрена для внешнеторговых сделок (ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"). Внешнеторговыми сделками по продаже товаров являются сделки, предусматривающие импорт и (или) экспорт товаров - ввоз и (или) вывоз на территорию (с территории) Таможенного союза (п. п. 4, 7 ст. 2 Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", п. 1 ст. 134, п. 1 ст. 139 ТК ЕАЭС).

Поэтому требование ст. 19 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ не распространяется на резидентов, заключивших договоры, результатом выполнения которых не является ввоз на таможенную территорию либо вывоз товара с таможенной территории (Письмо ФТС РФ от 10.01.2008 N 01-11/217).

Кроме того, требование о репатриации выручки с 2020 г. отменено при экспорте несырьевых товаров (п. 2 ч. 4 ст. 2 Федерального закона от 02.08.2019 N 265-ФЗ).

Таким образом, требование о репатриации валютной выручки не распространяется на договора, которые планирует заключить организация.


Возврат к списку

Эксперты

Эксперт - Светлана Крапивенцева

Практикующий эксперт в области МСФО, финансов и аудита с 1997 года. Выпускница Финансового университета при Правительстве РФ. Имеет опыт подготовки и аудита отчетности по МСФО крупнейших российских компаний, в том числе топ-400 (ТК ТВЭЛ, АО «Росгеология», АО «АРМАДА» и др.), и компаний среднего бизнеса (ГК «Русгазинжиниринг», ГК «Плакарт» и т. д.). Квалификация подтверждена сертификатом АССА (Advanced Diploma), единым аттестатом аудитора. Автор многочисленных статей по МСФО в крупнейших изданиях («МСФО на практике», «Корпоративная финансовая отчетность»).

Светлана Крапивенцева

Руководитель практики «МСФО»

Услуги